Свойства сахара и соли

Автор: Локтионова Ольга Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ д/с №3

Населенный пункт: г. Межгорье, Республика Башкортостан

Тема: Свойства сахара и соли

Опубликовано: 03.10.2016 18:27

Получить свидетельство      Скачать материал


Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки) частицы.

Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Свойство предметов».
4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.
5. Беседы по технике безопасности.
6. Проведение исследований, опытов.

Оборудование:
— дидактические средства: черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки по количеству детей. Емкость под сахар и соль. Соль, сахар. Иллюстрации сахара и соли.
— аудиосредства:проектор, ноутбук, экран.

Ход:
Образова-тельные области
Задачи
Последовательная деятельность
Предполагаемые ответы детей
Социально-коммуника-тивноераз-витие
Эмоциональный настрой на работу.
-Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
— Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:
— Кто пришел с хорошим настроением- улыбнитесь.
— Если вам нравится общаться с ребятами- поднимите руки.
— Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши.
— Если вы стараетесь уважительно относится к людям- умейте выслушивать ответы- пожмите друг другу руки.
Выполняют
Речевое, художествен-но-эстети-ческоеразви-тие
Развитие рече-вого слуха, внимания.
— А сейчас послушайте загадку, а отгадка подскажем вам, что мы сегодня будем исследовать.
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
Слушают
Познаватель-ное, речевое развитие.
Учить отвечать на вопросы, слушать ответы других детей. Обогащать представление детей о мире природных явлений. Развивать внимание.
— Акто из вас знает, в каких продуктах бывает сахар?
— Из чего изготавливают сахар? Молодцы!
Показ презентации.
Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина- жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями — сахарный тростник. Он был очень дорогим. Люди решили найти замену. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского -тростникового. (показ свеклы). Свеклу выращивают на полях Башкирии. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.
— Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара?
Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой, варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар.
Отвечают

Смотрят

Слушают

Отвечают

Слушают
Познаватель-ное, худо-жественно-эстетическое, речевое раз-витие.
Продолжать обогащать представление детей о мире природы. Развивать речевой слух, внимание.
— Послушайте еще одну загадку.
В воде она родится,
Но странная судьба.
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.(соль)
Показ презентации.
— Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из Мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.
— Соль — самая древняя приправа к еде, известная человеку. Без нее не обходится приготовление практически не одного блюда. Но соль не только улучшает вкусовые качества еда, она просто жизненно необходима нам.
— Без соли человек жить на может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли.
Слушают. Отгадывают

Смотрят
Речевое развитие
Развивать устойчивый интерес к пословицам, поговоркам.
Какие из них вы знаете?
Рассказывание пословиц

— Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
— Щепотка соли делает сахар слаще.
— Без хлеба и соли никто не обедают.
— Соли нету, так и слова нету.
Физическое развитие
Формировать у детей потребность в двигательной активности.
Электронная физкультурная минутка:
«Если весело живется, делай так.»

Выполняют движения.
Речевое развитие
Учить отвечать полными предложениями.
— Ребята, как же можно отличить сахар и соль? Предлагаю узнать. Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория?
— Правильно это там, где ученые проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Молодцы! Проходите в нашу научную лабораторию
Отвечают

Отвечают:
— Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнение других и т.д.

Познаватель-ное, речевое развитие.
Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредствам знакомства со свойствами сахара, соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость)
Развивать способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Обогащать словарь по средствам ознакомления детей со свойствами и качествами объектов и выполнение обследовательских действий.
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

Опыт 1
Воспитатель: Обратите внимание на две емкости, в которой насыпаны соль и сахар. Предлагаю ложечкой пересыпать сначала одно вещество в стакан с водой, затем другое вещество. Что вы заметили, когда мы выполняли это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
Вывод: Сахар и соль сыпучие вещества.
Опыт 2
Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.
Воспитатель: Вода растворяет кристаллы соли и сахара. При этом цвет воды не меняется.
Вывод: Сахар и соль растворимые вещества.
Опыт 3
Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.
Вывод: Сахар и соль разные по вкусу.
Опыт 4
Воспитатель: Пройдите к следующему столу нашей лаборатории. В тарелочках насыпана соль и сахар. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ?
Вывод: сахар и соль разные по цвету.
Опыт 5
Воспитатель: Дети, как вы думаете, имеет ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества, и определяя запах их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?
Воспитатель: Чем пахнет вещество желтого цвета? (сахар)
Воспитатель: Чем пахнет белое вещество? (соль)
Воспитатель: Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью, а соль не имеет запаха.
Вывод: Сахар и соль разные по запаху.
Опыт 6
Воспитатель: соль и сахар – очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.
Воспитатель: Мы с вами можем сделать вывод, что сахар имеет форму кирпичиков, они одинаковые. Соль не имеет формы.
Вывод: Сахар и соль разные по форме.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли употреблять соль и сахар в больших количествах?
Воспитатель: Избыток сахара приводит к кариесу, полноте, а соль к болезни почек.
Обследуют. Анализируют.
Делают выводы. Отвечают.

Выполняют

Отвечают

Обследуют

Отвечают

Обследуют

Отвечают

Анализируют

Отвечают

Обследуют

Отвечают

Отвечают

Рассматривают
Исследуют

Размышляют
Отвечают

Речевое развитие
Развивать диалогическую речь, мышление
Воспитатель: Мне очень хочется узнать:
— Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории?
— Что было полезным для вас?
-Как вы думаете, что нашим гостям понравилось?
-Как вы думаете, мы все узнали про свойства сахара и соли? Воспитатель: Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно побывать с вами в лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.
Отвечают
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан

(непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы в соответствии ФГОС ДО)

Локтионова О.В.,
воспитатель

2016 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector