Проект «Мы живем в России»

Автор: Сухарева Людмила Петровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №5 «Дюймовочка»

Населенный пункт: г.Лангепас, ХМАО, Тюменская область

Тема: Проект «Мы живем в России»

Опубликовано: 03.10.2016 19:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект
«Я живу в России»
Патриотическое воспитание  детей
на основе духовно-нравственных  традиций русского народа

Воспитатель:
Сухарева Л.П.

2016 – 2017 уч.г.

Проект:
Долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, городское казачество, библиотека.

Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях — и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.
Л. Глебов
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Актуальность нравственного воспитания детей состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Взрослого перевоспитать невозможно. Он сам принимает для себя те или иные принципы нравственности. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей.
  Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей,  знакомство с православными  традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.
В процессе реализации проекта у детей будут формироваться чувство патриотизма, гордости, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Цель проекта:
 Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Задачи проекта:
• Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов.
• Воспитывать в детях черты гражданина своего Отечества. 
Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
Развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
• Воспитывать чувство причастности к истории своего народа, гордости за достижения и культуру своего народа;
• Воспитывать нравственно-патриотические и гражданские чувства.

Реализация проекта осуществляется посредством :
 — «Казачьи посиделки» — сотрудничество с городским казачеством
— «Праздники России» — работа родительского клуба
— «Широка страна моя родная» — сотрудничество с городской библиотекой.
Материал, используемый для реализации проекта:
Утренние беседы:
«Как много мест у нас хороших»;
«Традиции и обычаи в жизни людей»;
«О нашем городе»;
«Что растет в лесу»;
»Путешествие по карте ХМАО»;
«Кто живет в тайге».
Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест города.
Рассматривание рисунков, фотографий с изображением сюжетов из жизни старшего поколения, жителей ХМАО.
Чтение художественной литературы:
•    Сказки народов России:
- «Зилян» — татарская народная сказка;
- «По щучьему веленью» — русская народная сказка;
- «Язык змей» — марийская народная сказка;
- «Девушка на луне» — чувашская народная сказка;
- «Красавица берёза» — удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» — осетинская народная сказка;
•    Рассказы, повести:
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».
•    Стихи о России, Москве, Родине:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»
Для формирования патриотических качеств личности ребёнка дошкольного возраста используются следующие методы:
1. Беседа.
2. Чтение и анализ художественных произведений
3. Игра.
4. Наблюдения за деятельностью взрослых в процессе игр, занятий, труда.
5. Создание уголка патриотизма в группе.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании патриотизма используются следующие методы:
• групповые родительские собрания;
• консультации;
• посещения педагогом семей своих воспитанников;
• дни открытых дверей;
• папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений;
• помощь в создании уголка патриотизма в группе.

Тематическое планирование

месяц
тема
цель
Сентябрь
• “Мой город” — НОД;
• “Мы и город” – городская библиотека;
• «Кто такие казаки» — городское казачество;
• “Земля – планета на которой мы живём” — беседа.

формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, Закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, воспитывать патриотические чувства.
Октябрь
«Какие народы живут в России» — беседа;
«Чудо-чудное, диво-дивное» — НОД;
«Где живут казаки» — городское казачество;
«Стершонок Конда» — городская библиотека
Формировать представления о родном горде и других городах, формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся  людях;
знакомить  с русской традиционной   культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы)
воспитывать  чувство сопричастности к своему народу.
Ноябрь
«Древние славяне – наши предки» — рассказ воспитателя.
«Быт и традиции казаков», «Откуда пошла земля русская?» — городское казачество.
«День матери — казачки» — городская библиотека.
«Аленушкин сарафан» — НОД
Формирование у детей первых представлений об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в далеком прошлом, о принадлежности каждого человека к определенной национальной культуре и истории.

Декабрь
«Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей» — беседа
«Герои — богатыри» — городская библиотека
«Не плачь казак – атаманом будешь» — городское казачество
«Конь мой вороной» — аппликация

Знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю, к людям, к животным; знакомить детей с малыми формами казачьего фольклора-
пословицами , развивать речь, память, внимание.
Январь
«Коляда-коляда – отворяй ворота» — городская библиотека
«Кукла — закрутка» — ручной труд
«Быт казаков» — городское казачество

Поддерживать интерес детей к жизни наших предков, расширять знания об устройстве русской избы, уточнять представления о предметах крестьянского быта. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Знакомить детей с новыми словами, обозначающими предметы быта казачьей жизни, развивать речь, память, внимание, расширять словарный запас.
Февраль
«Армия в мирное время» — беседа
«История праздника – 23 февраля» — городская библиотека
«Чья военная форма?» — дидактическая игра
«Казаки – защитники России» городское казачество

СисСистематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.
·    Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.      Формирование у детей любви к Родине.
Март
«Ремесла далекого прошлого» — беседа
«Развлечения детворы и взрослых в старину» — городская библиотека
«Заря-заряница» — городское казачество
«Игры народов России» — родительский клуб
Выучить с детьми правила казачьих игр «Заря-заряница» и «Горелки».
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.
Апрель
«Я живу в Югре» — беседа
«Природа Югры» — городская библиотека
«Сибирские игры» — городское казачество
«Югра творческая» — рассказ воспитателя
Знакомить с бытом и традициями народов ханты и манси
Знакомить с известными деятелями культуры, с общественно-значимыми событиями округа.

Май
«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» рассказ воспитателя
«Казаки – защитники Отечества» — городское казачество
«Дети — защитники» — городская библиотека

Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.
Формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Формы взаимодействия  с детьми:
• непосредственная образовательная деятельность;
• совместная деятельность детей и педагогов;
• экскурсии и целевые прогулки;
• рассказы о православных праздниках, великих людях России
• чтение художественной литературы;
• беседы, ситуативные разговоры;
• слушание музыки;
• праздники и развлечения;
• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и др.)
Формы взаимодействия  с родителями:
• родительские собрания;
• совместные праздники и досуги;
• совместные экскурсии и целевые прогулки;
• консультации  по проблемам воспитания детей;
• стендовая информация  «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах». «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков».
Темы выступлений родительского клуба «Праздники России»:
1. День Знаний.
2. День пожилых людей.
3. День Матери.
4. Новый год.
5. Рождество.
6. День Защитника Отечества.
7. 8 Марта
9. Пасха
10. 9 Мая
Предполагаемый результат:
— сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
— сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно — патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
— воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;
— сформирован интерес к познанию истории России.
Социальное партнерство:
— городская библиотека
— городское казачество

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector