Воспитание через приобщение детей к традициям народной культуры

Автор: Акберова Гульшат Гадиевна

Должность: Воспитатель по обучению татарскому языку

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 70 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Казань, Республика Татарстан

Тема: Воспитание через приобщение детей к традициям народной культуры

Опубликовано: 04.10.2016 14:21

Получить свидетельство      Скачать материал


ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Людьми, не помнящими родства”.
И здесь народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Сегодня нельзя воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на народное искусство и национальную культуру.
К.Д. Ушинский писал: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”.
Поэтому мотивационно-побуждающим началом для создания воспитательной системы в отделе декоративно-прикладного творчества стала идея приобщения растущей личности к традициям народной культуры.
В предлагаемой концепции воспитание рассматривается как целостное управление процессом развития личности при активной педагогической помощи ребенку в становлении его культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Основные функции воспитательной системы это:
развивающая, которая обеспечивает динамику системы воспитания, ее обновление и совершенствование;
регулирующая, которая направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими;
интегрирующая, которая приводит к соединению в единое целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия.
Цель воспитания: формирование гармонически развитой личности, готовой и способной к самоактуализации в статусе полезного члена общества.
Задачи воспитания:
формирование гражданского самосознания, ценностного отношения к собственной жизни;
воспитание чувства сопричастности к материально-духовному наследию своего народа;
развитие свободной личности с чувством собственного достоинства, способной к объективной самооценке;
формирование гуманной личности, с присущими ей качествами доброты, милосердия, толерантности, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
становление духовной личности, готовой к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни;
воспитание позитивного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду;
развитие потребности в здоровом образе жизни.
Принципы воспитания:
природосообразности, предполагающий отношение к ребенку с учетом его психического и физического развития;
культуросообразности, означающий опору в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру;
сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, общую устремленность в будущее;
гуманистического подхода к построению отношений между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, что позволяет создавать психологический комфорт;
создание воспитывающей среды, предполагающей организацию материальной базы, содействующей формированию личности ребенка.
Содержание воспитательной работы
Содержание воспитания обеспечивает развитие таких сфер человека как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, предметно-практическая, эстетическая и культурная.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях, моральные идеалы, принципы, нормы поведения. В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, так как это является движущей силой формирования и развития личности. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость и др. В предметно-практической сфере следует развивать способность совершать нравственные поступки. В эстетической сфере воспитания необходимо развивать чувство прекрасного, адекватную оценку предметов искусства и всего окружающего предметного мира. В культурной сфере необходимо формировать чувство причастности к культуре своего народа, его традициям и мировоззрению, потребности к сохранению и развитию культурного наследия.

Литература: 

К.А. Самолдина, Е.П.Маркова «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» Программа и методические рекомендации. Новосибирск НИПКиПРО 2007год. 
Воспитательно-образовательная программа «Родничок» Русская народная культура детям. Новосибирск 2008год. 
Журнал «Музыкальный руководитель» 6/2004 учредитель и изд. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 
А.Н. Давидчук, И.Н. Ивашка. «Планирование образовательной работы в ДОУ» Москва Мозаика-Синтез 2004г 
Ветлугина «Методика и теория дошкольного воспитания в детском саду» Москва 1986г. 
К.В. Закирова .Балалар бакчасында эдэп-эхлак тэрбиясе. Казан 2013

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector