«Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР»

Автор: Иванова Любовь Анатольевна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

Населенный пункт: г. Зима, Иркутская область

Тема: «Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР»

Опубликовано: 05.10.2016 09:07

Получить свидетельство      Скачать материал


«Роль наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР» (обобщение опыта работы)

Иванова Л.А.
Учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад № 56»
г. Зима, Иркутской области

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.
Затрудняются дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных. Много ошибок допускается при употреблении приставочных глаголов. Допускаются ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже при согласовании числительных с существительными.
Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются, недоговариваются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов, из-под, из-за, около, между. Допускают ошибки в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных.
Особенно низкий уровень развития у детей с ОНР связной речи. При пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускаются звенья событий, действующие лица.
Рассказ-описание не доступен, дошкольники ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
При составлении рассказов по серии картинок дети затрудняются в установлении последовательности событий, чаще перечисляются действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной картинке дошкольники составить не могут.
У детей, зачисленных в группу комбинированной направленности, состояние связной речи характеризуется наличием простых неполных, аграмматичных предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предлог, предложение и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
 Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Актуальность выбранной темы я вижу в следующем:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР в развитии речевых умений и навыков, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:
– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей;
— развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Метод наглядного моделирования можно использовать во всех видах и на всех этапах логопедической работы;
— например при автоматизации поставленных звуков:
Коррекционно — развивающие упражнения, основанные на наглядном моделировании максимально насыщены автоматизируемым звуком. Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.

Например: заучить считалку с опорой на наглядность детям значительно легче:
— использование подобных игр и игровых упражнений даёт большие возможности для психо – речевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:
• быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
• успешно развивается речевая сноровка;
• обеспечивается психологический комфорт во время занятий;
• дети запоминают большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;
• активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление).

Назвать все картинки, выделить лишний, объяснить почему.
— метод наглядного моделирования используется на всех логопедических занятиях и во всех видах работы и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он помогает ребёнку осознать звучание слова и поупражняться в употреблении грамматических форм. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
Например на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий при работе над темой предлог, использую такие наглядные модели, которые помогают детям видеть предлог как отдельную языковую и грамматическую единицу.
На занятиях по формированию фонетико – фонематических представлений при работе со словами на заданный звук (например звук [С]) и последующей работе определения позиции звука в слове такие наглядные модели, где слова – картинки с заданным звуком расположены в определенном стихотворном порядке, которые помогают лучше запомнить словарный материал. При работе с этим материалом можно решить несколько задач: четко произнести слово и выделить изучаемый звук, обобщить, исключить, а в последующем использовать эти картинки для определения позиции звука в слове.

Стакан, самовар, кастрюля, скакалка.
Миска, термос, поднос, самолет.
Солонка, скалка, сковородка, сачок.

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
Велась предварительная работа, рассматривание картинок по тексту стихотворения.
– заучивание загадок, пословиц, чистоговорок, считалок;
При заучивании этой считалки с опорой на картинки, дети быстро запоминают текст считалки. 
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Последовательность работы с таблицами:
– рассматривание таблицы;
– называние отдельных предметов;
– пересказ с опорой на таблицу.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Используя в своей работе наглядное моделирование, я учу детей:
• добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
• применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослого) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Динамика развития устной речи с использованием наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми ОНР.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, наглядное моделирование – это один из наиболее продуктивных видов коррекционной деятельности.

Список использованной литературы:

• Глухов В.П. «Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием».
Москва, Аркти 2004 г.
• «Коррекционно — педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В.Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002 г.
• Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.
• Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г.
• Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981 г.
• Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6
• Мухина В.С. «Детская психология». Москва, Просвещение 1985 г.
• Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1
• Ткаченко Т.А., «В первый класс без дефектов речи». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 1999 г.
• Худенко Е.Д., Шаховская С.Н., Ткаченко Т.А. «Планы – конспекты логопедических занятий. III период обучения». Москва, НМ-Ц «развитие и коррекция», 1995 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector