Сотрудничество с родителями в воспитании активной речи у младших дошкольников

Автор: Максимова Любовь Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 218

Населенный пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область

Тема: Сотрудничество с родителями в воспитании активной речи у младших дошкольников

Опубликовано: 05.10.2016 16:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Максимова Любовь Николаевна,
МБДОУ Детский сад
общеразвивающего вида № 218,
воспитатель.

Сотрудничество с родителями по воспитанию активной речи у младших дошкольников.
Целью этой деятельности является привить у родителей желание и активное отношение к речевому развитию не только у своих детей, но и корректировать свою речь.
Для реализации основной цели были отобраны формы организации сотрудничества с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
1. Родительские собрания классического вида, но без рассматривания организационных вопросов.
2. Наблюдения за взаимоотношениями между родителями и детьми для определения намечающих задач по коррекции речи и взаимодействий.
3. Индивидуальные беседы, формирующие заинтересованность родителей в активизации речи.
4. Оказание посильной помощи родителями в оформлении лексических и дидактических игр – опосредованное знакомство с содержанием лексических игр.
5. Консультации родителей на разученные темы по лексике у детей, где обозначаются задачи, содержание и возможные трудности при выполнении. Показываются общие примеры их преодоления.
6. Обучающий курс по формированию знаний и умений у родителей в лексических играх соответствующего возраста их детям.
7. Оказание конкретной помощи по набору лексических игр, используемых в домашних условиях (папки – передвижки, альбомы и т.п.).
8. Организация олимпиад, соревнований, конкурсов среди более развитых детей, чтобы заинтересовать родителей в активной форме проявления речевого развития своего ребенка (проявлять инициативу и желание находить время для лексических игр и упражнений с детьми).
Работа по сотрудничеству с родителями началась с формулирования основной задачи — сформировать у родителей доверие к воспитателям. Чтобы добиться данной цели, мы ежедневно доказывали родителям нашу заинтересованность в обучении и воспитании их детей через индивидуальные беседы.
Со всей тщательностью подходили к организации родительских собраний, где посчитали, что классический стиль наиболее уместен. Поэтому на родительских собраниях родители должны увидеть в нашем лице хорошего специалиста, знающего и желающего дать комплекс знаний их детям в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Для этого создавались анкеты из вопросов, которые собирали сведения способные выяснить личностные особенности каждого малыша. А взаимоотношения в семье мы выясняли постепенно через индивидуальные беседы, наблюдения за общением во время прихода детей в группу и ухода домой.
Исключили из родительских собраний организационные вопросы, а вывели их в виде доски объявлений, где старались помещать сведения корректно, точно и обоснованно. Так же размещались сведения о динамике здоровья детей, что в первую очередь привлекало родителей, поэтому просматривался весь стенд. При этом, мы старались не давать излишней информации, чтобы не перегружать внимание читающих и изучающих вывешенные сведения.
Когда с помощью индивидуальных бесед, родители привыкли общаться с воспитателями и получать ежедневные сведения об успехах их детей, мы стали привлекать их к посильной помощи при создании карточек к лексическим играм и упражнениям (приклеить, оформить и т.п.). Тем самым родители изучали пособия, которыми мы пользовались во время занятий. Необходимо отметить, что сначала взрослые пугались этой работы, думая, что не смогут справиться, но постепенно стали понимать, что им дают очень небольшую часть работы, которая не только доступна по содержанию, но и интересна. Так опосредованно родители были включены в образовательный процесс, одновременно знакомясь с играми и упражнениями.
Теперь необходимо было научить самих родителей играть в данные игры с детьми. Приобретая навыки понимания поставленной задачи и способов ее выполнения, родители с успехом достигали желаемого результата.
В процессе взаимодействия устраивались конкурсы между родителями и детьми. Самым трудным в данном мероприятии было научить родителей адекватно реагировать на ответы своих детей. Когда они видели затруднения в выполнении задания у своих малышей, то начинали вести себя не спокойно: кто старался помощь (подсказывать шепотом), кто явно показывал, что он не доволен своим ребенком на данный момент и т.п. Поэтому в таких конкурсах самое главное для нас было научить родителей правильным взаимодействиям, где необходимо к своему ребенку относиться в соответствии с его возможностями и способностями. Поэтому, в первую очередь, перед родителями встала задача — внимательно изучить своего ребенка и определить его способности и возможности, чтобы сформировать у себя качества терпимости и терпеливости к действиям своего малыша. Постепенно эта задача решалась и в конечном итоге конкурсы проходили весело, а непредвиденные ситуации переводились на юмор или совсем не замечались.
Наблюдения за взаимоотношениями между детьми и родителями, позволили определить качество и уровень общения взрослых. Поэтому следующей большой и трудной задачей было – научить родителей контролировать свою речь и корректировать речь ребенка. Эта работа проходила постепенно и продолжалась на протяжении всей педагогической деятельности.
Теперь встала задача о том, что мало знать какие игры существуют по развитию речи, но необходимо уделить время для их обыгрывания. Поэтому сначала, необходимо было опять заинтересовать родителей в том, чтобы их дети знали и умели больше. Для этого использовались индивидуальные беседы, но и устраивали речевые олимпиады, где принимали участие наиболее развитые дети и дети из старших групп. Такие конкурсы помогали увидеть родителям большой потенциал в развитии речи у своих малышей. Олимпиады, конкурсы проводились в игровой форме, более близкой к пониманию детьми.
Таким образом, непосредственно-организованная деятельность, целевые прогулки, игровая деятельность, где активно использовались общественно-бытовые игровые ситуации, позволили детям раннего возраста реализовать свои речевые возможности и мотивировать на ее активность во всех компонентах: обогащение словаря, грамматики и вопроса.
Целенаправленной и постепенной работы по сотрудничеству с родителями, заинтересовывая в активности в применении лексических игр в домашних условиях.
Литература:
Василишина О. Коновалова Е. Умную речь приятно слушать! Цикл занятий и упражнений для формирования образной речи.// «Дошкольное воспитание» № 3, 2010г. – С. 29-35
Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск 6: «Мир игры». Игровые технологии формирования основ детских культур. – Ульяновск: ИПК ПРО – 2000 – 120с.
Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987г.
Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – М.: Учитель, 2011г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector