Повышение качества физкультурно – оздоровительной работы посредством использования здоровьесберегающих технологий

Автор: Орлова Екатерина Анатольевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: ДОУ № 477

Населенный пункт: г.Новосибирск, Новосибирская область

Тема: Повышение качества физкультурно – оздоровительной работы посредством использования здоровьесберегающих технологий

Опубликовано: 06.10.2016 09:10

Получить свидетельство      Скачать материал


Повышение качества физкультурно – оздоровительной работы посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Орлова Е.А. – инструктор по физической культуре
Здоровье и образование признаются приоритетами государства. В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», Законе РФ «Об образовании» ст.51. в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний. Данные статистики свидетельствуют, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Без преувеличения можно сказать, что сейчас мы находимся на пути к катастрофе. Если ничего не предпринимать, чтобы улучшить приведённые выше показатели, то очень скоро над человечеством нависнет угроза вымирания.
Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы еще с дошкольного детства, в условиях дошкольного образовательного учреждения, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная образовательная работа с детьми. Известный отечественный педагог В. А Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя», а «…во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка». (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа»). Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества, касающаяся не только нашей страны, но и всего остального мира. Ведь дети – это наше будущее.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья часто и длительно болеющих и ослабленных детей.
В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определенных условий.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Современное дошкольное образовательное учреждение – сложная и динамически развивающаяся система, которая требует грамотного управления. Стал популярным термин – управленческая компетентность.
Данные мониторинга здоровья детей нашего дошкольного учреждения свидетельствуют о наличие проблемы здоровья дошкольников: только 11 % воспитанников имеют I группу здоровья, почти 30 % составляет воспитанников 3и 4 группа здоровья. Показатель заболеваемости на одного ребёнка в год составил (2012 год – 19,4). Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников нашего ДОУ является актуальной. Поэтому в детском саду необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а также мотивации активного отношения к своему здоровью.
Таким образом, появилась идея создания программы для комплексного решения проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении: «Сибирячок — Здоровячок».
Программа «Сибирячок — Здоровячок» является авторской, долгосрочной (5 лет).
Направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни через:
• организацию физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ;
• использование специально — организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии «БОС — Здоровье»;
• внедрение проекта «Тропа здоровья на участке детского сада» для укрепления здоровья воспитанников в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов;
• создание сенсорной комнаты в ДОУ «Волшебный мир здоровья», для профилактики психофизических и эмоциональных нагрузок, обучения навыкам релаксации;
• оборудование соляной пещеры «Остров живого морского воздуха», для оздоровления организма без применения медикаментов, снятию стресса.
Программа призвана объединить педагогический персонал, родителей воспитанников, специалистов дошкольного учреждения и медицинский персонал, в деле здоровьесбережения воспитанников и педагогов детского сада.
Программа «Сибирячок — Здоровячок» может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной системы.
В настоящее время внедрена и апробирована программа «Волна здоровья», направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников с применением БОС. Организована работа кабинета «БОС-Здоровье».
Для укрепления здоровья детей в летний период на территории детского сада была оборудована тропа здоровья. Что позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья с использованием естественных природных, целительных факторов. На территории детского сада оборудована спортивная площадка.
Ведётся работа по внедрению проекта: «Волшебный мир здоровья» по созданию сенсорной комнаты в дошкольном учреждении. Главной целью является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды. Приобретено для оснащения сенсорной комнаты: тактильные дорожки, светильники, мягкие модули, пуфики, подвесной светящийся шар и др. Разработаны конспекты занятий в сенсорной комнате, составлена картотека игр и упражнений. Разработан проект: «Остров морского воздуха» для оборудования соляной комнаты, открывающий доступ к уникальному методу лечения и профыилактики- спелеотерапии в дошкольном учреждении.
Педагогический коллектив, медицинские работники, специалисты проводят целенаправленную работу по повышению качества медицинского, медико – психолого — педагогического сопровождения, организации воспитательно-образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, оздоровительно — профилатических и закаливающих мероприятий, организации просветительской и методической работы по вопросам здорового образа жизни, развития педагогического потенциала, комплексной системы сопровождения формирования культуры ЗОЖ, взаимодействия с родителями.
Дошкольное учреждение в своей работе использует разнообразные технологии в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (в форме ритмической гимнастики с предметами и без предметов, занятия в бассейне), в режимные моменты (утренняя гимнастика, физминутки, гимнастика после дневного сна, прогулка), в совместную (спортивные праздники, развлечения, тренинговые и игровые динамические часы, занятия в кружках «Айкидо», Фитбол – гимнастика», «Тхэквандо») и самостоятельную досуговую деятельность детей.
Плодотворная работа коллектива ДОУ сумела доказать, что физкультурно – оздоровительная работа в сочетании с комплексными мероприятиями по формированию экологической культуры и основ ЗОЖ в дошкольном образовании помогает детям узнать свое тело, открыть свой потенциал, узнать секреты здоровья, стать хозяином своего тела и здоровья.
Два раза в неделю воспитанники ДОУ имеют возможность посещать спортивные кружки дополнительного образования по физической культуре, дифференцированных по интересам, возможностям и способностям детей. Таким образом, у детей появляется желание самореализации, самосовершенствования, самопознания, а это одно из главных требований ФГОС.
На Всероссийском конкурсе «Призвание воспитатель», проходившего под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА) 2015 г. программа была удостоена золотой медали.
Ссылки на источники
1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика — Синтез, 2005. -95с.
2. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века: Пособие для исследователей и практических работников. / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2003. -158с.
3. Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М. ТЦ Сфера, 1990. — 125с.
4. Наговкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. – СПб. изд-во «Каро», 2005. — 246с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector