Проект «От Рождества до Пасхи»

Автор: Янкина Виктория Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Дс «Дельфин»

Населенный пункт: г. Муравленко, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Проект «От Рождества до Пасхи»

Опубликовано: 06.10.2016 14:25

Получить свидетельство      Скачать материал


Проект по духовно-нравственному воспитанию.
«От Рождества до Пасхи»

1. Обоснование проекта
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем являются трудности воспитания общества, основами которого являлись бы духовные, нравственные и моральные ценности. Отсутствие православного воспитания у растущего поколения привело к обесцениванию таких нравственных понятий, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Ученые отмечают, что у ребенка уже в трехлетнем возрасте начинает складываться свое отношение к различным сторонам окружающей действительности, которое основано на знаниях, полученных от взаимодействия со взрослыми. Поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с раннего возраста и в «другом качестве».
Проект способствует первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы. Главной целью является воспитание чувства уважения к своему Отечеству, любви к окружающим людям, гордости за принадлежность к православной вере и осознания того, что «без мысли о Творце, более того, при отказе от Творца человек не имеет ценности».
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с основами православной культуры, национальным наследием и историей нашей страны.
2. Цели и задачи проекта
1. Формировать представление о нормах поведения христианина средствами игровой и практической деятельности.
2. Формировать семейные ценности у детей с участием родителей.
3. Привить любовь к традициям православной семьи: воскресное посещение богослужений, участие в Церковных Таинствах, подготовка к православным праздникам в семье, семейное чтение молитв и Евангелие, разучивание с детьми молитв (например, о родителях).
4. Познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками).
5. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку.
6. Привить бережное отношение к природе и всему живому.
7. Расширить представление о России, о Родине.
8. Укрепить чувство уважения и симпатии к другим людям.
9. Создать условия, помогающие воспитать интерес к славянской культуре, языку посредством сказок, потешек, пословиц и народных игр.

3. Принципы проекта
1. Принцип христоцентричности. В процессе занятий педагог ставит житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания.
2. Принцип любви. Слушая рассказы о земной жизни Иисуса Христа, дети понимают и могут объяснить выражение «Бог есть любовь».
3. Принцип воцерковления. Педагог организует экскурсии в храм и общение с батюшкой.
4. Принцип сообразности с природой и выявление образа Божия в ребенке. На занятиях педагог учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние.
5. Принцип послушания. Педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей в многонациональном социуме дошкольного учреждения.
6. Принцип социально-производственной направленности. В работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей.
7. Принцип культуросообразности. Свою работу с детьми строит на основе церковного календаря.
8. Принцип индивидуального подхода. На занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения.
4. Направление проектной деятельности
• Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
• Технологический блок: разработка конспектов занятий и использованием развивающего обучения.
• Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.

5. Исполнители проекта
1. Дошкольники (целевая группа, на которую направлен проект)
2. Педагоги (целевая группа, которая реализует проект на базе конкретного детского сада)
3. Родители (как участники образовательного процесса)
6. Сроки реализации проекта
Долгосрочный
7. Разделы проекта
Развитие речи, изобразительная деятельность, игровая и музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

8. Ожидаемые результаты
• Формирование принципов личностно-ориентированного образования в христианских традициях.
• Динамика, умение и навыки дошкольников, в ряде обозначенных знаний (представление о нравственных нормах поведения христианина, знание основ Православной веры (на своем возрастном уровне), представление о православных традициях, элементах культуры, о жизненных ценностях православного человека.
• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
9. Координатор проекта
Воспитатель группы Янкина Виктория Анатольевна

Гипотеза:
«От лени или гордости, от скуки или со злости можно однажды потерять самое главное сокровище сердца – веру». Но если в ходе реализации проекта дети приобщатся к православной культуре, будут понимать и применять традиции и устои церкви, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.

Содержание работы:

Сроки
Название темы, цель
Познавательная деятельность
Продуктивная деятельность
Художественная литература и музыкальная деятельность
Сентябрь
1. Анкетирование родителей (определение уровня знаний детей и родителей по православному воспитанию).

2. «Мир, который меня окружает»
Цель: Познакомить детей с глобусом, дать представление о том, что Земля круглая, красивая, на ней есть леса, горы, реки и моря. Вызвать интерес ко всему необычному на земле.

3. Экскурсия в православный храм.
Цель: знакомство с архитектурой и убранством храма

1.Занятия. Ребенок и окружающий мир.
Тема: «Земля планета, на которой мы живем».
Тема: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе».

2.Беседы:
«Чем богата Земля»,
«Берегите добрый лес — он источник всех чудес».

Просмотр слайдов «Храмы России».
Сообщение родителям детей о предстоящем посещении Храма (письменное разрешение родителей);
договоренность со священником о предстоящем посещении Храма.

Рисование по стихам: «Глаза распахните! Смотрите! Ландыш, лесная гвоздика! Цветите!»;
«Появилось ярко-рыжее пятно: это солнце заглянуло к нам в окно».

Рассказы В.Бианки и К.Паустовского о природе.
Разучивание стихов Н.Григорьевой «Песня дождя», «Моя Земля».

Заучивание стихотворений по данной теме.
Октябрь
1. «Я — часть мира»
Цель: Познакомить детей с новой социальной позицией и типом сознания «Я — часть мира». Показать единство человека и природы в системе биологических, экологических взаимосвязей.

2. «Знакомство с библией»
Цель: Дать знания о жизни Иисуса Христа, зарождать в сердцах детей чувство присутствия Бога в их собственных сердцах.

3. Фольклорный праздник «Хлеб всему голова»
1.Занятия «Ребенок и окружающий мир».
Тема: «Будем беречь и охранять природу».

2.Беседы: «Жил был Я» (Уроки доброты),
«Экологический светофор» (Уроки экологии),
«Вода — это жизнь» (Уроки экологии),
«Жалобная книга природы» (Уроки экологии).

Беседы: О земной жизни Христа и Божьей Матери.
Рассказ «Рождество Христово»

1.Коллективная аппликация «Наш необычный светофор».

2.Рисование «Моя душа», «Синее море», «Жалобы зверей и птиц».

3.Рассматривание иллюстраций с животными и птицами.

Чтение рассказов:
К.Ушинский «Птицы»,
Н.Григорьева «На зимовку».
Слушание стихотворений
Н.Григорьева «Не имя красит человека»,
Н.Некрасова Славная осень»,
А.Плешеев Осенью».

Разучивание русских народных песен, игр, забав.

Ноябрь
1. «Моя семья. Я в моей семье».
Цели: Закрепление и расширение имеющихся у детей знаний и представлений о семье, семейных и родственных связях. Воспитание уважения и любви к своим родным и близким.

2. Познавательное занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы».
Цель: Поддержать традиции заботливого отношения к женщине, отметить значение в жизни главного человека – матери.

3. Фотовыставка «Мама милая моя».
1.Занятия «Ребенок и окружающий мир»

2.Беседы: «Семь Я», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать» («Уроки доброты»),
«Какая у меня мама», «Я помощник» (Уроки доброты).

1.Рисование: «Весь мир я маме подарю»

2.Совместная работа родителей и детей «Моя семья» — коллаж.

1.Чтение рассказов В. Сухомлинского «А сердце тебе ничего не приказало».

2.Разучивание стихотворения Л.Благининой «Мама спит».

3.Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

4.Слушание песен: «Песенка про маму»
Иллюстрации из книги В.Чугунова «Евангелие и молитвослов для детей».

Декабрь
1. Тематические беседы: «Нагорная проповедь», «Главная молитва – Отче наш».

2. Цикл занятий:
«Церковные праздники».
Цель: Дать сведения о том, какие праздники отмечает церковь и почему; объяснить значение праздничных действий, обрядов, символов церковных служб.

3. Ситуативный разговор
«Рождественский пост», «Великий пост».
Цель: формировать понятие смысла поста не как воздержания от пищи, а как очищение души, мыслей и сознания.
1. Чтение рассказа Андрея Суздальцева «Чудесная книга».

2. Занятие «Святитель Николай Чудотворец».
Житие Святителя Николая. Чудные творения Святого. Молитва Николаю Чудотворцу.

Составление композиций из природного материала «Маленький садик к празднику»;
рисование по стихотворению: «Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов к нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо»;
выставка детских работ.

Подготовка работ для участия в выставке «Рождественская свеча»;
постройка из снега на территории детского сада с привлечением родителей «рождественского вертепа».
1. Прослушивание стихов «Мы ходили в детский сад».
2.Чтение рассказов и стихов: В.Маяковский «Что такое хорошо», С.Козлов «Дружба».
3.Загадки о разном.
4.Слушание рассказа «Птичья столовая».

Разучивание стихов и песен о «Рождестве Христовом».

Январь
Музыкальное развлечение «Рождество Христово».
Театрализованное представление «Святки».
Кукольный спектакль «Крещение».
1.Занятие. Ребенок и окружающий мир. Тема: «Безопасное поведение на улице».

2. Занятие. Развитие речи. Тема: « Я тут живу».

3. Беседы: «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем» («Уроки доброты),
«Мы — маленькие дети на большой планете!» («Уроки доброты»)
1.Коллективное рисование «Вифлеемская звезда».

2.Рисование с родителями «Мой город в Новогоднем убранстве».

3.Коллективная аппликация «Христос родился!».

1.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Мой край».

2.Чтение рассказа В.Сухомлинс-кого «Спасибо».

3.Чтение стихов И.Лебединский «На Иордане», В.Афанасьев «Дрожит морозная округа».
Февраль
1. Музыкально – тематический праздник «Сретенье Господне».

2. Рассказы: «Жития святых».
Цель: дать представление о святых, рассказать об их жизни, подвигах, перенесенных страданиях.
Беседы: «23 февраля — день вооруженных сил», «Все профессии нужны, все профессии важны».
1.Совместное рисование с родителями «Кем быть».

2.Аппликация «Подарок папе».

1.Чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас».

2.Проведение утренников «День защитника Отечества».

Просмотр слайдов о святых (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский).
Март
1. Тематическая беседа «Дни Ангела детей».
Цель: показать, что у каждого человека есть духовный страж, который оберегает от любого зла.

2. Занятие «Молитва – общение с Богом».
Цель: формировать знания о молитве, как естественной потребности «общения с Богом».
Изображение Святого Духа на иконах. Чудо-творные иконы. Молитва Святому духу.
1. Коллективное рисование «Наш детский сад — дом любви».

2.Совместная работа детей и родителей «Сердечная ромашка».

3.Изготовление подарков именинникам.
Чаепитие в группах.
Проведение праздников в честь празднования « 8 марта».
Апрель
Пасхальный утренник «Пасха красная».
Участие в городском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Пасха Красная».
Изображение распятия; аудиозапись песнопений Страстной седмицы и Пасхи; материалы к рисованию; детская Библия; иллюстрации по теме; икона Воскресения Господня.

1.Совместный рисунок родителей и детей «Миру — мир».

2.Коллективная аппликация «Пасхальное яйцо».

3. Семейная выставка «Расписное яйцо».

Слушание фонотеки из цикла «Колокольный звон»;
разучивание народных игр.

2. Разучивание стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»,
А. Блок «Вербочки».
Май
1. «Цветник духовный» — праздник русского языка, славянской культуры и письменности.
Экскурсия к памятнику солдата Великой Отечественной войны.

2. Вознесение Господне. Архангел Гавриил,
молитва Архангелу. Злые ангелы.

3. Встреча со священником с целью ознаком-ления детей с правилами жизни (Божии заповеди). Что такое грех? Первые молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Беседы: «Боевая слава нашего народа», «Что ты знаешь о своей малой Родине?».

Детская Библия; икона Вознесение Господне; иллюстрации библейских историй.

Беседа по содержанию молитвы Символ веры; написание (рисование) церковнославян-ских букв по выбору детей; складывание некоторых слов из церковнославян-ских букв; объяснение некоторых

церковнославянских слов: «благость», «кротость» и т.д.

Рассказ педагога; рассматривание иллюстраций; приведение примеров борьбы добра со злом.

Оформление и выставка детской литературы.

Литература

1. Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей. – М., 1999
2. Балабух М, Балабух С. Домашний театр. Рождество Христово. – М., 2003
3. Богушева Е. Именины у меня. – М., 2004
4. Библия для детей. Составитель протоирей Александр Соколов. – С.-Пб, 2006
5. Глаголева О., Щеголева Е.Сегодня праздник. — ООО «Китеж»., 2006
6. Ганаго Б. Навстречу детским сердцам. — Минск.,2003
7. Ганаго Б. Готово ли сердце?– Минск, 2005
8. Звезда Рождества: Святочные рассказы и стихи/Сост. Е. Тростникова. – М: Дрофа, 2003
9. Зинченко З. Детям о православной вере. Книга первая и вторая. — Благовестник., 1999.
10. Киселев А.Я. Семь дней творения. Стихи для детей. – М, 1998
11. Козин А. Детский толковый молитвослов. – М. 2004
12. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М.,1997
13. Кривин Ф. Полусказки. – Ужгорож, 1964
14. Неменский Б.М Мудрость красоты. –М, 1988
15. Огульчанський Б. Дорога добра. Християнська етика в українській культурі.- К., 2006
16. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель Харитонова О.К.. Издательский дом «Покров». –М.,2006
17. Сборник рассказов и стихотворений «Искра Божия». Составитель Г.Дьяченко.
18. Сердце милующее (Звери на службе у святых). – М., 2000
19. Сказание о Рождестве Христовом. – М, 1994
20. Тарасар К. Наша жизнь с Богом. – М., 2000

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector