Нет тебя дороже Родина моя

Автор: Телегина Елена Ивановна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад «Ёлочка»

Населенный пункт: ст. Суроватиха, Дальнеконстантиновский район, Нижегородская область

Тема: Нет тебя дороже Родина моя

Опубликовано: 07.10.2016 14:08

Получить свидетельство      Скачать материал


Познавательный проект «Познаем малую Родину»

Пояснительная записка
к познавательному проекту «Познаем малую Родину
Воспитатель Телегина Елена Ивановна
Одной из основных — приоритетных задач годового плана учреждения является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, а именно привитие любви к малой Родине. Коллектив МБДОУ детский сад «Елочка» считает, что это основа – нравственно-патриотического воспитания.
Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе — одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину — значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного поселка. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого — к далёкому, от малого — к великому (мой дом — моя улица — мой поселок — моя страна — моя планета) .
Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно:
для педагогов была поставлена общая цель — наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами:
-мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами;
-отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине.
-отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр,
-систематизированного художественного слова.
Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного поселка со всей страной.
Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Познаём малую Родину». Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное — необходимо подвести к пониманию, что наш поселок – частица большой Родины — России. Важно показать уникальность поселка, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Суроватихе, и как в других сёлах, городах страны трудятся люди — это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь — это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река — всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
— воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
— сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного поселка, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде суроватихинцев и др. (все задачи представлены в проекте) .
Помимо познавательных занятий годовым планом предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками:
-познавательно-краеведческим,
-эколого-краеведческим
-художественно-эстетическим,
-физкультурно-познавательным.
Результаты работы в ходе реализации проекта:
— коллективом ДОУ подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о поселке Суроватихе , , пословицы и поговорки о труде, Родине.
— приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путине В В ;
— фотографии достопримечательностей нашего села; карта Нижегородской области, герб Дальнеконстантиновского района) ;
— изготовлены дидактические игры;
Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия:
— обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ;
— проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
— организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр) ;
— изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок) .
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории поселка, культуре малой Родины появились.
Мы считаем, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным поселком, краем — не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Елочка

Познавательный проект «Познаем малую Родину»
Воспитатель:
Телегина Елена Ивановна
Цель проекта: Формирования гражданской позиции, чувства любви к Родине.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
— Создание условий для познавательного развития участников проекта;
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по теме;
— Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств;
— Повысить уровень знаний воспитателей и родителей;
— Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, улице, поселку;
— Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе, через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и разнообразия.
— Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.
— Подвести участников проекта к пониманию: любить Родину — значит знать её историю, культуру, людей; — Определить представления родителей о «малой Родине» -Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном; — Формировать элементарные знания о правах человека — Помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины (это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.)
— Организация сотрудничества с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой, ЦЕДОД.
— Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через изучение символики России, малой Родины через изготовление семейной символики: создание гербов, родословной, тематических альбомов с фотографиями, представление мини-проектов в группах — «Герб нашей семьи», «Мой стяг», «Наши реликвии» и др. на родительских собраниях, открытых занятиях) .
-Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью родителей. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников. Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Вераксы
Критерии результативности проектной деятельности:
— Элементарные представления о себе, семье, об основных различиях города и деревни;
— Представление о родном селе как о природном (своеобразие ландшафта, многообразие животного и природного мира) и культурном комплексе;
— Использование природных материалов человеком (например, древесина, брусника, лес в художественном промысле и т. п.) ;
— Общие представления о родном поселке Суроватиха, о гербе, флаге и гимне России (подготовительная группа) : архитектурных сооружениях, достопримечательностях, определяющих облик поселка;
— Элементарные представления об улице, на которой живёшь, о семейных и городских праздниках (День поселка, Международный день защиты детей, день Нептуна и др.)
(подготовительная группа)
— Элементарные представления о многонациональном поселке Суроватиха (и Нижегородской области, где живут русские, армяни, украинцы, татары, немцы, лезгины и др.) .
— Своеобразие народных культур: фольклор, праздники, игры, музыка;
— Традиции села, их значение в жизни людей (День села, фестивали, Международный день защиты детей и др.) ; — Общие представления о летних видах спорта, распространённых в п Суроватиха; о транспорте; о правилах безопасности на улицах поселка;
— Элементарные представления о спортивной жизни села; об особенностях застройки села (многоквартирные дома, деревянные дома старой постройки, коттеджи, их эстетическое оформление; здания, определяющие архитектурный облик поселка) .
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
Разделы работы — Основное содержание
Познавательно-краеведческий блок
«Я и вся моя семья»
— Консультации для родителей:
«Родительский дом – начало начал»
«С чего начинается Родина? »
— Обычаи, традиции семьи — составление родословной, гербов семьи;
— Проведение занятия «Моя семья – моя крепость» (презентация работ)
«Мы — суроватихинцы»
— Встреча со старшим поколением, живущим в Дальнеконстантиновском районе»;
— Открытое занятие совместно с родителями «Всякому мила своя сторона»
«Из истории малой Родины» — Экскурсия в музей; — Проведение цикла познавательных занятий на тему «Познаем малую Родину»; — Экскурсия к памятнику Юрину
и к паметникам героям земляков ;
— Игра – викторина «Знатоки малой Родины»; (совместно с родителями)
Суроватихинская земля – кладовая природных богатств»
— Экскурсия в осенний лес;
— Развлечение «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес»;
— Проведение цикла познавательных занятий на тему «Познаем малую Родину»;
— Сбор природного материала, изготовление панно из природного материала «Герб Дальнеконстантиновского района»
«Суроватихинское — современное»
— Проведение целевых прогулок по ознакомлению с родным поселком;
— Экскурсия в школьный парк;
— Экскурсия в детскую библиотеку
«Законы, по которым мы живем»
— Экскурсии к зданиям Администрации поселка и района;
— Беседа об управленческом аппарате Дальнеконстантиновского района;
— Работа над смысловым значение слова «закон»;
— Беседа о правилах и законах в семье, в детском саду;
— Беседа о конституции; — Цикл занятий «Я – и мои права»
«Моя Родина – Россия»
— Ознакомление с символикой России (герб, флаг, гимн) ;
— Комплекс занятий «Москва – столица России»;
— интервью «Зачем нужен мир? », «Нужно ли праздновать день Победы? »
— Игра-викторина «Символика России»;
— Беседа «Праздники России»;
Беседа о подвигах солдат во время ВОВ;
— Встреча с фронтовиком;
— Экскурсии в краеведческий музей, библиотеку.
Эколого-краеведческий блок
«Земля – наш общий дом»
— «Суроватихинская земля» (День земли) ;
— Беседа «Жизнь на Руси в старину»;
— Беседа «Хлеб – всему голова»;
— Фольклорные праздники: «Масленица», «Осенины» и. др.
Физкультурно-познавательный блок
«Суроватиха – спортивная»
— Тематическая экскурсия в ДЮСШ;
— Беседа о видах спорта п.Суроватихи
— Участие в зимней спартакиаде дошкольников; — Тематическая экскурсия на стадион; — Участие в летней спартакиаде дошкольников;
— Тематическая беседа «Летние виды спорта»;
— День здоровья «Мама, папа, я – Суроватихинская семья»
Художественно – эстетический блок
«Моя Родина»
— Выставка детских рисунков «Защитники Отечества»;
— выставка рисунков «Юные художники в нашем поселке»;
— Участие в районной выставке «Мой край родной»
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Предварительная подготовка:
-Автобусные экскурсии по поселку, в лес.
-Пешие экскурсии по ближайшим улицам поселка
-Экскурсия в музей.
-Работа с литературой по теме «Моя Родина» (легенды, стихи, загадки сказки)
— Прослушивание гимна России
-Рассматривание символики России, герба Дальнеконстантиновского района.

2 этап:
Практическая часть:
Тема: например, «Моя малая Родина»
— Оформление стенда «Наш дом — Россия»
— Оформление фотоальбома «Мы едим, едим, едим. »
— Изготовление символики (герб группы, семьи, сада, изготовление стягов)
— Создание дидактических, сюжетных, подвижных, спортивно-интеллектуальных игр по теме
— Разгадывание познавательных кроссвордов
-Участие в интервью «Если бы я был президентом»,
— Разучивание песен, игр по теме и др.
3 этап:
Результат проектной деятельности:
— Игра-викторина «Знатоки малой Родины» совместно с родителями;
— Музыкально-литературный час (подготовительная группа) «Родина-Россия!»
— Выставка детских рисунков.
Взаимодействие с семьёй:
-Участие в анкетировании по патриотичёскому воспитанию;
-Заполнение Листов активности, составление родословного дерева, придумывание и описание герба семьи, семейной символики; презентация — день Здоровья «Папа, мама я — суроватихинская семья»; — Акция ко дню Победы «Цветы — победителям»;
— Участие в районной выставке-конкурсе «Мир, в котором я живу»;
— Составление схемы «Я иду в свой детский сад»;
— Разработка правил поведения в детском саду; презентация.
Работа с педагогами:
— Разработка и планирование системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов) ;
— Оформление выставок детских работ, стендов, альбомов и папок;
— Консультация для педагогов «Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию» (Работа над познавательным проектом «Познаём свою «малую Родину») ;
— Педагогический совет «Концепция патриотического воспитания» (цели, задачи работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявление направлений работы) ;
— Методическое объединение «Привитие любви к «малой Родине» — основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
-Оперативный контроль «Система работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, создание условий».
Познавательный проект «Познаём малую Родину»
Старший дошкольный возраст
Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию
МДОУ д/с «Елочка»
СЕНТЯБРЬ
Тема: «Мой детский сад» (старшая группа)
-Занятие «Познавательное развитие»: «Детский сад — моя вторая семья»
Цель: вызвать положительные эмоции о д/саде.
-Рассматривание сюжетной картины «Дети в детском саду»
-Беседа с детьми «Кто работает в детском саду» (экскурсия по детскому саду)
— Сюжетная игра «Наш детский сад открывается»
— С/р игра «Семья»
— Конструирование «Детский сад моей мечты»
— Развлечение «Здравствуй лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес! » (экскурсия в лес)
— Беседа «Богатства нашего края»(знакомство с животными и растениями мест)
Тема: «Дружба начинается с улыбки» (подготовительная группа)
Беседа «Мои друзья»
Заучивание пословиц, поговорок о дружбе
Чтение: Осеева «Цветик-семицветик»
Рисование портрета своего друга (оформить выставку)
ОКТЯБРЬ
Тема: «Я люблю тебя, Россия» (старшая группа)
-Занятие «Познавательное развитие»: «Я люблю тебя, Россия», (рассматривание символики)
— Лепка «Российский флаг»
— Чтение и заучивание стихотворений:
* «Родина» Прокофьев.
* «Наша страна» Е. И. Соколов
-Беседа «Малая Родина»
-Рисование «Вот эта улица, вот этот дом»
Тема: «Животные нашего края» (подготовительная группа)
Познавательное развитие: «Жизнь зверей осенью»
Развитие речи: «Как ёжик выручил зайца»
Рассматривание альбома «Животные леса»
Беседы о животных.
Загадки о животных
Лепка: «Учимся лепить зайцев»
Рисование «Кто живёт в лесу? »
НОЯБРЬ
Тема: «Профессии-какие они? » (старшая группа)
-Занятие «Познавательное развитие»- «Профессии, — какие они? » -Рассматривание сюжетных картин о профессиях, отгадывание загадок о профессиях, орудиях труда; д/и «Профессии», «Назови профессию», «Кто, что делает? »
-Рисование «Любимая профессия»
-Рисование «Мой папа-… » или «Моя мама — … »(профессия)
-Родительское собрание.
Знакомство с приоритетной задачей годового плана учреждения:
«Привитие любви к малой Родине – основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Консультация для родителей: «С чего начинается родина? » (знакомство с символикой России, гербом Дальнеконстантиновского района, гербами российских городов, д/з — составить семейную символику)
-Групповая презентация семейных работ «Моя семья — мой дом родной»
-Открытое занятие (для родителей) : «С чего начинается Родина? »
Тема: «Я и моя семья» (подготовительная группа)
-Занятие «Познавательное развитие»- «Я и моя семья»
-Рассказы детей о своей семье с использованием схем-иллюстраций
_Беседа «Что такое семья? », «Для чего человеку семья? »
— Разучивание пословиц о семье, заучивание стихотворения «Моя семья» Я. Аким
— Рисование «Моя семья».
— Аппликация «Голубь мира»
— Коллективная работа «Герб нашей группы»
Тема «С чего начинается Родина? » (старшая группа)
— познавательное занятие — «Знакомство с родным поселком» (из истории малой Родины)

-Экскурсия в Суроватихинскую библиотеку (беседа «Из истории родного поселка»)
-Лепка «Герб нашей группы»
-Рассматривание иллюстраций, фотографий «Наш поселок».
-Чтение стихотворений о Родине, заучивание с детьми.
-Заучивание пословиц о труде.
-Беседа «Поселок мой родной» (нравиться ли тебе наше поселок? Каким был, каким стало, чем отличается от города)
-Беседа «По памятным местам» (какие памятники находятся в нашем поселке)
— Конструирование из строительного материала «Дома на нашей улице»
Тема: «Я среди людей» (подготовительная группа)
Лепка «Человек»
Рисование «Я и мой дом»
Рассматривание иллюстраций на тему «Я и общество»
Рисование на тему «Кто меня окружает»
Тема: «Мой поселок» (старшая группа)
Познавательное развитие: Поселок мой — Суроватиха» Рисование: «Улицы моего поселка»
Рассматривание фотографий поселка.
Заучивание стихотворений о Родине.
Вспомнить пословицы о Родине, о родных местах, крае.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Мы-суроватихинцы» (старшая группа)
— Занятие «Познавательное развитие» — «Поселок-Суроватиха»
-Рассказ детей о своём поселке, доме
-Рисование «Река наша — Печесь»
-Предложить нарисовать рисунки на тему «Мой поселок». Оформить выставку рисунков.
-экскурсия на автобусе «Улицы нашего поселка»
-Рисование «Здания (достопримечательности) нашего поселка»(больница, почта, школа, аптека, магазины)
-Аппликация «Дома нашего поселка»
Тема: «Моя малая Родина» (подготовительная группа)
Познавательное развитие: «Край, где я живу»
Рисование: «Животные нашего края»
Рисование: «Сорока»
Аппликация: «Трусишка зайка серенький»
Беседа о Суроватихе.
Рассмотреть фотографии предприятий, местные достопримечательности.
Оформить выставку-стенд «Мой край родной»
Повторить стихи, песни о родном крае.
Рассматривание герба «Дальнеконстантиновского района»
ЯНВАРЬ
-Игра – викторина «Знатоки малой Родины» (старшая группа)
Тема: «История русского костюма» (подготовительная группа)
Познавательное развитие: «История русского костюма»
Рисование: «Барыня»
«Укрась сарафан для куклы»
Аппликация: «Кукла в русском костюме»
2-я половина дня
Рассматривание иллюстрацией русских народных костюмов.
Раскрашивание образцов костюмов.
Просмотр мультфильмов «Алёша Попович и Тугарин змей», «Князь Владимир».
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Защитники Отечества» (старшая, подготовительная группы)
Познавательное развитие: «Защитники Отечества»
Лепка: «Кораблик для папы»
Развитие речи: рассказ по сюжетным картинкам
Рисование: «Военная техника»
Заучивание «Родина», А. Прокофьев. Рассматривание альбомов иллюстраций о защитниках Отечества.
Беседа о Российской Армии. Заучивание пословиц, поговорок об армии.
Беседа о поселке
МАРТ
Тема: «Москва-столица России»(старшая группа)
Познавательное развитие: «Россия-Москва»
Рисование «Башня Кремля»
Аппликация «Спасская башня»
Рассматривание иллюстраций о Москве. Выучить стихотворение о Москве, о Родине.
АПРЕЛЬ
Тема: «Я – россиянин» (подготовительная группа)
Познавательное развитие: «Символика в жизни нашей страны», «Символика и мы»
— Лепка «Триколор»
— Развитие речи: пересказ текста «Наше Отечество» (К. Д. Ушинский)
— Музыкально-литературный час «Наш дом-Россия»
— Беседа о государственных символах.
— Рассматривание стягов, флагов, гербов различных стран.
— Прослушивание гимна России.
— Заучивание стихов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector