Песочная терапия как средство психического развития детей

Автор: Рубцова Венера Тагировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Большекабанское МБДОУ «Ладушки»

Населенный пункт: с. Большие Кабаны, Лаишевский район, Республика Татарстан

Тема: Песочная терапия как средство психического развития детей

Опубликовано: 07.10.2016 20:24

Получить свидетельство      Скачать материал


Песочная терапия как средство психического развития детей

Песочная терапия (Sandplay) — один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых ребенок испытывает определенные трудности.
Песочная терапия — уникальный способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами и в этом им помогает песочная терапия. Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом, приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт ребенок переносит в реальность.
Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен «заземлить» отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и так далее. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психологическое развитие дошкольника, стремление к наиболее полному развитию предметов и явлений окружающего мира. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, то есть лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей. При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка — дошкольника и прочное запоминание материала.
Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным положительным моментом, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.
Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела. Легкие прикосновения воспринимаются как бы «с усилением».
Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Для этого также подходят игры в песочнице. Ребенок, играя с песком, может рассказать о своих ощущениях, выполняемых действиях.
Если ребенка 4—5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Используя лоток с песком, дети могут играть в различные игры. Для того чтобы заставить шарик катиться по заданной траектории, приподнимая и опуская края лотка, им потребуется чувство равновесия, концентрация внимания и навыки работы в команде.
Песочница активизирует пространственное воображение. Для работы над развитием воображения важно то, что песок может выполнять функцию замещения. Он может стать чем угодно: морем или звездным небом, на нем могут появиться широкие дороги или бездонные озера. Например, вращающийся волчок оставляет на песке удивительные, постоянно изменяющиеся следы. Если же толкать по песку резинового ежика или ребристый мячик, то на нем образуются соответствующие узоры. А если катать ежика или мячик по кругу, то можно получить изображения, напоминающие паутину. Такие упражнения способствуют развитию воображения, фантазии детей.
В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности деятельности ребёнка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости от того, что они с ним делают. Игры с песком помогают ребёнку запомнить гораздо большее количество слов. Попытки со стороны взрослого поставить перед ребёнком задачу запомнить что-нибудь, не приводят ни к каким результатам либо даже отрицательно влияют на успешность запоминания. Но когда, например, во время игры с песком ребенку дают какой-нибудь материал (игрушки), или, сооружая из песка постройки, то играя, он очень хорошо запоминает материал.
С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление. Особенно большое значение придается связи рисования на песке и мышления. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, логической памяти, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности, к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка.
Изменения в мышлении дошкольника, во время песочных игр, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Речь организует и активизирует мышление, помогает устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние игр с песком на речь ребенка. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.
Цель песочной терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Таким образом, песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Список использованной литературы:

• Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 5. — С.26 – 29
• Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
• Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] — М.: ИНТ, 2010 — 94 с.
• Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников: ТЦ Сфера, 2014.-64с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector