«Занимательная физика» из опыта

Автор: Даньшина Елена Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ДСОВ № 135»

Населенный пункт: г. Братск, Иркутская область

Тема: «Занимательная физика» из опыта

Опубликовано: 08.10.2016 14:30

Получить свидетельство      Скачать материал


«Физика для дошколят» из опыта работы.
Воспитатель ДСОВ №135 Даньшина Е.А.
Закружится мой день неугомонный,
И я люблю всю эту чехарду.
В нём колокольчик радости бездонной
В нём детский смех, вопросы «Почему?
Зачем да как? Когда? А раньше было?»
И всем ответь, всем помоги понять.
Чтоб не погасло, чтобы не остыло,
Желанье знать, исследовать, искать.
Ребенку — свойственно познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и т. д. Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне?
Так возникла идея добавить в деятельность детей экспериментирование, и конкретно – занимательную физику для малышей.
Начиная работать над данной темой, я поставила перед собой определенную цель и предполагала решение следующих задач.
Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях.
2. Пополнить оборудование уголка опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать».
3. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Ребенок удовлетворяет свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит выражение в форме поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на обнаружение нового.
Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментальная деятельность, которая служит источником знаний приобретенных самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Приступая к работе в данном направлении, мне хотелось научить детей мыслить, анализировать, делать выводы, понимать природу происхождения таких физические явлений, как свет, тепло, электричество, движение, магнетизм и т.д. научить искать и находить ответы на все их «почему?».
Занимательная физика – это серьезная исследовательская работа и ее изучение требует кропотливости в разных направлениях и в разных видах деятельности.
Для того, чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними надо начинать, в возрасте 3-4 лет. В этот период мы развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (снег, дождь, выделяемые свойства песка, воды и др.). В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. Затем у них возникает познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, желание узнать новое о свойствах предметов, их взаимодействиях друг с другом. Таким образом, я подошла к этапу, когда можно давать детям уже элементарные научные знания. В зависимости от возраста детей все темы усложняются по содержанию, поставленным задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, науку и место в них человека. У детей формируются первые представления о науке, о существующих взаимосвязях и на этой основе – начала научного мировоззрения и ответственного отношения к природе.

Систематизация знаний проходит по трем направлениям:
1. Живая природа – многообразие живых организмов, их приспособленность к жизни;
2. Неживая природа – воздух, вода, песок, звук, свет, цвет, электричество, движение, магнетизм и т.д.;
3. Рукотворный мир человека – материалы, их свойства, взаимодействия
Большое значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Данную работу можно вести, организовав в группе экспериментальную лабораторию «Почемучка», в которой размещаются разнообразные материалы для исследований, опытов и экспериментов – образцы песка, земли, глины, стеклянные, пластмассовые, металлические предметы (болты, гайки, палочки и т.д.), металлическая стружка, мелкие камешки, деревянные опилки и многое другое. Так же для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование и приспособления: разные емкости для жидкостей (колбы, кружки, пробирки, тарелочки и т.д.), воронки, сито, увеличительные стекла, магниты, весы, разнообразные виды бумаги, часы, линейки, пипетки и т.д.
Работая по направлению «Живая природа», мы вместе с детьми наблюдаем за развитием растений. Дети прослеживают их взаимосвязь с солнечным светом, теплом, влагой. Они учатся рассуждать, делать умозаключения на основе наблюдений.
Какие красивые цветы стоят на окне! А что будет, если растение поставить в тёмное место? Мы выделяем благоприятные условия – вода, тепло, свет
Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит, свет, цвет, электричество и др.
В начале работы дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства: песок – сыпучий, а глина не сыпучая, она плотная.
Исследуют воду – узнают её тайны, делают вывод, что вода жидкая, не имеет формы, прозрачная, чистая вода не имеет запаха.
Знакомясь с воздухом, мы проводили опыты, используя следующие предметы: целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, ёмкости с водой, воздушные шарики и др.
Ребята поняли, что воздух существует везде – он невидим, не имеет вкуса, чистый воздух не имеет запаха, он легче воды, занимает место.
Дети выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега — чем же они похожи? Узнают, что снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Так же мы знакомимся с рукотворным миром – тканями, бумагой, упражняемся в умении выделять свойства и качества этих предметов. (Бумага рвётся, ткань – нет; бумага и ткань намокают в воде, но ткань после высыхания восстанавливает свой прежний вид, а бумага нет).
Какие материалы хорошо впитывают воду, какие — почти не намокают. Как эти свойства материалов человек использует в быту?
Продолжаем знакомиться с рукотворным миром – миром тканей, металлов, пластмасс узнаём, что каждый предмет имеет вес, и одинаковые по форме и объёму вещи, сделанные, например, из металла, дерева, пенопласта, имеют разный вес.
Очень интересными для детей оказались эксперименты с магнитом. Дети узнали о взаимодействии различных материалов с магнитом. Выясняем, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни другие преграды.
Занятия по экспериментированию проходят в форме совместной деятельности воспитателя и детей, где воспитатель выступает как партнёр.
В разные моменты совместной деятельности с детьми партнёрская позиция воспитателя проявляется особым образом. Прежде всего, это приглашение к деятельности – необязательной, непринуждённой: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…, Я буду…, Кто хочет – присоединяйтесь…»
Повышению интереса к экспериментальной деятельности способствует ТСО — появление героев, из мультфильмов у которых много вопросов, ответы на которые дети с удовольствием ищут в ходе эксперимента.
В ходе занятий используются разнообразные методы и приемы, как классические (традиционные), так и инновационные (нетрадиционные), способствующие активизации детского исследования, например, художественное слово, загадки, художественная литература, ТСО, дидактические игры, упражнения для закрепления и систематизации усвоенных знаний. По мере усвоения и закрепления полученного материала, дети, совместно с воспитателем, делают зарисовки в дневнике для проведения опытов и наблюдений. Основным подходом к усвоению элементарным физическим знаниям дошкольника является обогащение через разнообразные виды детской деятельности с экспериментально-исследовательским содержанием. Немаловажное значение здесь имеет и творческое развитие. Для изучения свойств некоторых предметов и веществ (клей, графит, мел, пластилин и т.п.) проводятся занятия по рисованию, аппликации, лепке, что явно помогает развитию не только познавательной, экспериментальной деятельности, но развивает творческие способности, воображение и фантазию ребенка.
В своей работе я использую материалы, взятые из детской художественной литературы, детской научно-популярной литературы (А. Харунжев «Физика вокруг или Вовкины открытия», А. Филонова «1001 прикол. Научные эксперименты», Н.М.Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3-х до 7 лет» и многие другие). Знакомлюсь с материалами методики проведения занятий по опытно-экспериментальной деятельности изучая материалы в сети интернет, с частных сайтов любителей занимательной физики и детских развивающих сайтов. Например HYPERLINK «http://class-fizika.spb.ru/fd» http://class-fizika.spb.ru/fd «Классная физика. Занятные страницы», занимательные уроки Р. Саакаянца — Физика для самых маленьких
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. На мой взгляд, тесная взаимосвязь с родителями – это самые значимые и результативные приемы для обучения дошкольников.
Регулярно в родительском уголке помещается информация о том, как мы с детьми занимаемся по изучению элементов занимательной физики, а так же предложения и советы родителям, о том, как лучше и продуктивнее заниматься с детьми, как вводить в их мировоззрение элементарные научные знания, об их возрастных особенностях, например, консультации: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей», памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Эксперименты, которые можно провести родителям дома с детьми», и др.
Работа по данной теме позволила мне сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Практика показала, что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector