Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса в ДОУ

Автор: Иванова Оксана Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад № 15 комбинированного вида «Золотая рыбка»

Населенный пункт: г. Оленегорск, Мурманская область

Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса в ДОУ

Опубликовано: 08.10.2016 23:18

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Золотая рыбка» г. Оленегорск Мурманской обл.

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса в ДОУ».

Иванова Оксана Владимировна, воспитатель МДОУ №15
«Золотая рыбка»
г. Оленегорск Мурманской обл..

2016г.
_x000C_ Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в образовательный процесс дошкольных учреждений.
На протяжении многих лет в печати дискутируется проблема разработки и внедрения ИКТ в ДОУ. Такие специалисты в области дошкольного образования как, Комарова Т.С., Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. высказывают свою позицию «за» и «против» в использовании ИКТ в работе с дошкольниками.
Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о зависимости от компьютера, негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей и т. д. Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. И это понятно. Здесь встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений.
К тому же при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд и других проблем. К сожалению, при внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности как экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств, так и профессиональной компетентности педагогов.
Но как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу: стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей».
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

В результате анализа использования ИКТ педагогами в работе было выявлено следующее:
• Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
• Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
• Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.
• Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в вебинарах.
• Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.
В связи с этим выявились противоречия:
• Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения.
• Между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом.
Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Сущность новшества заключается во внедрении в практическую образовательную деятельность ИКТ.
Совместно с заведующей ДОУ Петровой Н.В. и старшим воспитателем Коротаевой М.В. разработала инновационный проект «Теремок-online», где одними из задач были: формирование навыков работы с персональным компьютером у детей старшего возраста. Развивать у родителей интерес к деятельности ДОУ по внедрению ИКТ. Обновлять сайт ДОУ оригинальными педагогическими проектами с использованием возможностей сети Интернет.
Имея специальное образование по информатике, решила внедрить в практику работы с детьми ИКТ, т.к. интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность и интерес детей в освоении новых знаний.
Цель: повышение эффективности использование информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:
• Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
• Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
• Разработать и апробировать компьютерные игры.
• Использовать ИКТ в работе с родителями.
Для реализации поставленных задач изучила методическую литературу и исследования педагогов С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, др. по данной теме.
Следует отметить, что в нашем детском саду имеется достаточное количество технических средств для внедрения ИКТ в работу (6 компьютеров, 3 принтера, 3 сканера, 2 ксерокс, DVD — плеер, телевизоры в зале и в группах, музыкальные центры, фотоаппараты, мультимедийный проектор).
Наметила пути применения компьютерных технологий в ДОУ и в группе:
использование компьютерных программ Microsoft Office PowerPoint; Microsoft Office Publisher, Windows Live в организации образовательного процесса.
В начале своей деятельности, работая на средней группе, подбирала и использовала в работе с детьми наглядные средства с применением ИКТ: показ мультфильмов, оформление фотоальбомов детских фотографий.
В старшем возрасте создавала короткие презентации для познавательных занятий по некоторым темам в соответствии с тематическим планированием.
Разработала проект «Детям о Российской армии» с целью обогатить и сформировать представления детей о Российской армии, о воинах, охраняющих нашу Родину.
Создала презентации: «К нам Масленица пришла», «Загадки детям».
Разработала компьютерные игры: «Времена года» — на закрепление времён года, «Геометрические фигуры» — где дети закрепляли названия геометрических фигур и умение ориентироваться на плоскости, игра «Кто, где находится?» дети развивали умение ориентироваться на плоскости, «Части суток», «Слева справа».
В рамках тематической недели «Космос», с целью расширения представления о космическом пространстве разработала игру «Назови планету».
Использую и уже разработанные другими педагогами проекты и презентации.
В старшем дошкольном возрасте применение таких программ ИКТ помогает мне в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Большую работу, которая носит просветительский характер, направленный на расширение знаний, проводила с родителями. Проводя родительские собрания, используем презентации, что делает информацию более эстетичной, интересной и визуально осязаемой.
Компьютерные технологии используем и при выпуске информационных листовок, папок-передвижек, ширм, информационных стендов, при оформлении родительских уголков, буклетов.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, на котором есть как страничка для группы, так и различные вкладки, где родители могут ознакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Многие родители с интересом знакомятся с материалами сайта.
В результате систематического использования ИКТ в работе с детьми позволило сделать образовательный процесс доступным, интересным для детей;
• рационально использовать время занятия;
• быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
• оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, противоречие разрешено.
Думаю, что грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса с использованием компьютерных программ для дошкольников должны широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector