Развитие творческих способностей дошкольников с помощью сюжетно-тематических аппликаций

Автор: Ерохина Елена Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ детский сад №15 комбинированного вида «Золотая рыбка»

Населенный пункт: г.Оленегорск, Мурманская область

Тема: Развитие творческих способностей дошкольников с помощью сюжетно-тематических аппликаций

Опубликовано: 09.10.2016 12:12

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида «Золотая рыбка»
г. Оленегорск Мурманской обл.

«Развитие творческих способностей дошкольников
с помощью сюжетно-тематических аппликаций»

Материал подготовила:
Ерохина Елена Михайловна, воспитатель МДОУ №15
«Золотая рыбка»
г. Оленегорск Мурманской обл..

2016г.
Дошкольное детство является синтезивным периодом для развития творческого воображения и даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству Л.С.Выготский. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. И одним из таких условий является аппликация.
Аппликация один из древнейших, уникальнейших и богатейших видов искусства, прошедший сквозь эпохи и вобравший в себя культурный опыт, традиции и новые направления на каждом очередном витке своего развития. Значение занятий аппликацией для развития дошкольников исторически и научно доказано. Остановимся на том, как сюжетно-тематическая аппликация влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:
• вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
• выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу);
• передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
• расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
• создать двухплановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);
• подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций. Поэтому данное направление работы реализуется в четырёх блоках.
І блок. «Волшебная бумага».
 Младшая группа.
Данный блок учит передавать содержание и показывает взаимосвязь между однородными предметами. Создавая из готовых форм, композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды). Так, малыши могут выбрать и наклеить разноцветные шары, кубики, праздничные флажки, огоньки. К этим занятиям следует готовить материал разного цвета, чтобы каждый мог выбрать наиболее понравившиеся по цвету формы. Так стимулируется активность дошкольников, формируется их самостоятельность и творчество. Дети должны научиться располагать предметы на линии земли в нижней части листа. Освоить прямые разрезы: короткий, с продвижениями, косой.
Темы сюжетно-тематических аппликаций: «Падают листья», «Колобок катится по дорожке», «Шарики воздушные, ветерку послушные», «Снежный ком на дорожке», «Идёт снег», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»…».
Так на примере темы «Носит одуванчик желтый сарафанчик…» малыши учатся создавать несложную композицию на листе бумаги из цветов разной величины с округлыми жёлтыми головками, расположенными на стебле. Активизируется самостоятельность детей в наклеивании фигур, их сочетаниях. Ребята учатся не только располагать предметы на горизонтальной прямой линии; но и устанавливать связь между предметами и образами по величине (цветы высокие и низкие), варьировать окраску, сочетать ее с цветом основы аппликации (на зеленом лугу желтые шарики одуванчиков и т. д.). При наклеивании этих предметов необходимо закреплять у детей пространственные ориентировки (в середине, рядом, слева, справа, внизу, вверху).
ІІ блок. «Волшебные ручки».
 Средняя группа.
В связи с расширением знаний ребенка о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространственное расположение на бумаге, происходит усложнение заданий по аппликации. Это касается конструкции предметов, решения более сложных композиционных и колористических задач при оформлении работ. Дети учатся вырезать отдельные части и составлять из них более сложные предметы (домик, ворота), а также сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика). Этот блок направлен на усложнение содержания заданий на интересном для детей материале, а также по мере освоения дошкольниками приемов вырезывания, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания дает возможность закрепить усвоенные умения и творчески применить их.
Темы сюжетно-тематических аппликаций: «Аквариум», «Укроем землю осенними листочками», «Цыплята на лугу», «Сказочный домик в лесу», «На поляне расцвели красивые цветы», «Ёлочка пушистая выросла в лесу», «Заюшкин огород» (капуста и морковка).
Так на примере сюжетно-тематической аппликации на тему «Аквариум», дети на синей или голубой плоскости располагают больших и маленьких рыб с треугольным или квадратным телом желтого, красного, оранжевого, серого цвета в сочетании с зелеными водорослями, камешками на дне и т. д. Для получения такой композиции, готовится фон, наклеиваются силуэты водорослей, камней, ракушек, дети приклеивают между ними рыб разного цвета и величины. Здесь каждый ребенок может проявить свою творческую активность: по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их по больше, поменьше, использовать декоративные наклейки (полоски, кружки-чешуйки). Необходимо предоставить возможность детям попробовать разные приемы чередования форм по высоте, ширине, использовать симметричное расположение частей слева и справа.
ІІІ блок. «Чудеса из бумаги».
 Старшая группа.
Свободное владение разными приемами вырезывания: симметричным, силуэтным, многослойным, умелое сочетание цветов и форм направлено на умение передавать различное содержание сюжетно-тематических аппликаций. На формирование творческих способностей ребенка направлены задания, связанные с отображением осеннего содержания в аппликациях. Здесь дети могут творчески применять запас знаний и навыков, более свободно трактовать образ, использовать яркие сочетания цветов, смело сопоставлять формы: листьев, деревьев. Большую помощь им оказывают специально подобранные иллюстрации, наборы разноцветной и разнофактурной бумаги, а также поощрение педагогом их самостоятельности в поиске путей решения задания и анализ результатов их творчества.
Темы сюжетно-тематических аппликаций: «Царство грибов», «Машины на нашей улице», «Полёт в космос», «Птички на веточке», «Золотая осень», «Осень в лесу», «Поздняя осень», «Птичий двор», «Зима в лесу», «Бабочки на лугу», «Самые красивые цветы для мамы», «Где-то на белом свете…».
Например, рассмотрим аппликацию на тему «Птички на веточках». Синичку вырезают из прямоугольной бумаги, с одной стороны заостряя форму, а с другой — закругляя ее. Затем отдельно вырезают глаза, крылья, хвост, клюв и приклеивают их. Аппликация выполняется в виде тематической композиции, отражая сезонные признаки. Для того чтобы дети могли передавать в аппликациях сюжетного характера движения, разные позы тех или иных птиц и тем самым овладевать умением создавать выразительные силуэты, располагая их на всем листе бумаги в зависимости от времени года надо иметь определенный набор цветной бумаги для коллективных аппликаций, состоящих из сюжетных композиций с птицами. Аппликация на тему «Осень» может иметь разное содержание. Это уточняется в беседе непосредственно на занятии. Детям уместно задавать такие вопросы: «Какое сейчас время года? По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени?» Широко трактуя полученное задание, дети могут создавать целые картины, взаимосвязанные сюжетные аппликации, используя при этом свои творческие способности. Они звучат примерно так: «Золотая осень», «Осень в лесу», «Поздняя осень».
ІV блок. «Творческая мастерская».
 Подготовительная группа.
Работа в блоке направлена на развитие детской фантазии, на основе применения знаний об окружающей природе, общественной жизни и содержания литературных произведений. Создаются целые картины, взаимосвязанные сюжетом аппликации. Выбор темы позволяет определять количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации.
Темы сюжетно-тематических аппликаций: « Дары осени», «Лебединое озеро», «Осенние мотивы», «Синички клюют ягоды рябины», «Золотая рыбка в бушующем море», «Еловый лес», «Пингвины на льдине», «Терем-теремок», «Зайцы в лесу», «Весна идёт», «В гостях у сказки», «Подводное царство».
Так на примере темы «Подводное царство» дети должны воплотить свои представления, сформированные в результате чтения художественных произведений, рассматривания картин, наблюдений за жизнью рыб в аквариуме, просмотра телепередач. Перед занятием в ходе беседы необходимо уточнить знания и представления детей по теме, дополнительно рассказать о подводном царстве, показать характерный иллюстративный материал. В аппликации отразить разновидности рыб по размеру, форме, окраске, которые плавают среди подводных растений, кустов кораллов, морских животных. Правильным, гармоничным подбором цветного материала, контрастным сопоставлением форм, цветов, величин, многообразием конфигурации изображаемых объектов. Рыб лучше изображать приемом силуэтного вырезывания на глаз, тогда как морскую звезду — путем складывания квадрата на десять частей в установленной последовательности. Отдельно вырезают водоросли, камни, ракушки. Дети вместе обсуждают, как разместить предметы на листе бумаги с учетом удаленности изображения дна от нижнего края листа, чтобы его заполнить равномерно и красиво.
Принимая во внимание это положение, необходимо при оценке результата детских работ отмечать аппликации тех детей, кто наиболее ярко и полно применил творческую фантазию и получил оригинальные комбинации форм, частей, окраски. Поэтому условия задания нацеливают не на повторение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.
Таким образом, данная работа по использованию сюжетно-тематических аппликаций подтверждает, что «…Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» Л.С.Выготский 
 Для формирования творчества в аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому у детей эмоциональный настрой вызывает желание самостоятельно создавать что-то новое. Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, 
для подарка родителям, друзьям.
 Сюжетно-тематическая аппликация обладает уникальными возможностями пробуждения познавательной, творческой и коммуникативной активности ребенка, существенных сторон его эмоционально-личностного развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector