Воспитание безопасного поведения в повседневной жизни у дошкольников

Автор: Коржакова Любовь Борисовна

Должность: Педагог дополнительного образования

Учреждение: МБОУ ДОД Эколого-биологический центр

Населенный пункт: г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Тема: Воспитание безопасного поведения в повседневной жизни у дошкольников

Опубликовано: 09.10.2016 12:31

Получить свидетельство      Скачать материал


ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Начавшийся ХХI век и для взрослых и для детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты  проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф,  отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Как отмечает А.И. Муравых, «обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».[5,25]
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий  и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
 Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.
 Для того, чтобы ребенок  не растерялся и принял правильное решение, необходимо:
во-первых, дать определенный объем  знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые  будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже в дошкольном возрасте.
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
• Последовательности: Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.  Такую работу следует проводить уже  с раннего возраста.
• Воспитание собственным примером: Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения — главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. (Например,  наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями  проезжей части улицы. Именно родители, взрослые нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.  д.) Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей и всех окружающих взрослых.
• Соответствие формы обучения возрасту ребёнка: Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.  
• Включённость обучения в контекст повседневной жизни: Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности.  Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые   обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.
•  Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих: Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться   практически.
Для каждой возрастной группы определяются этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасного поведения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатели в детском саду осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:
— воспитательные  реализуются через привитие детям «чувства» опасности, но не страха перед средой, а умения ориентироваться в ней;
— развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации;
— обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения в повседневной жизни, понимание и осознание опасных и безопасных действий.
Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными.
В ходе работы мы определили, что формирование безопасного поведения — это культура безопасности – сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасности в повседневной жизни, физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознавать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.

Список литературы

• Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М., 1996.
• Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. — 1997. — № 5. — С. 34-37.
• Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
• Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
• Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
• Гусейнов Н.Д. Педагогика воспитания. – М., 2001.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector