Птицы

Автор: Ярковая Виктория Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ № 7

Населенный пункт: г. Ухта, Республика Коми

Тема: Птицы

Опубликовано: 09.10.2016 16:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№7 «Жемчужинка» г. Ухта

Составила воспитатель:

г. Ухта
2015 год

Актуальность проекта:
Задача взрослых  — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. 
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цели:
1.Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи: 
1.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2.Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3.Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4.Научить детей правильно их подкармливать.
Тип проекта: познавательно-практический
Срок реализации проекта: ноябрь — апрель
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, семинары-практикумы, КВН, памятки, акции, информационные листы)
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II  этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Изготовление кормушек
• Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»
• Подкормка и наблюдение за птицами.
• Выставка детских рисунков «Птицы зимой»
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
• Тематические выставки
III этап — заключительный
• Обработка  результатов по реализации проекта
• Акция «Покормите птиц зимой»
Формы работы с детьми:
— рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;
— наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами (совместно с родителями) ;
— тематическая прогулка «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;
— экскурсия в библиотеку;
— чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;
Реализация проекта
— разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физминуток;
— оформление фото выставки , офрмленных родителями «Я и птицы»
-Оформление папок -передвижек «Зимующие птицы»,Статей для родителей;»Кормушки своими руками» «Какая польза от птиц»Это интересно» ,»1 апреля- международный день птиц»
— Тематическая прогулка по «Птичьей столовой» «Мы кормушки смастерили и столовую открыли»;подсчет птиц.
— систематическое дежурство в «Птичьей столовой» во время прогулки (пополнение кормушек собранным кормом )
— Комплексное занятие «Домашние птицы»
— Познавательное занятие «Зимующие птицы»
— Беседа «Сравнение домашних и зимующих птиц»
— Рисование «Маленькие птички, прилетели к нам»
— Аппликация «Снегири, синички на кормушке»
— Лепка «Птицы разные бывают»
-Ручной труд «Кормушки для птиц»
— Размещение кормушек на территории ДОУ
-Экскурсия в библиотеку на выставку «Книги о птицах»
-Чтение стихов, рассказов , отгадывание загадок о птицах
Формы работы с родителями:
— Консультации для родителей:
— «Подкормите птиц зимой»
— «Чем угостить птиц зимой»
— Участие в акции «Подкормите птиц зимой»- изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;
— участие в акции «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) ;
— походы и экскурсии в лес совместно со своими детьми;
— наблюдение за птицами «А у нас на кормушке»

Ход занятия:   
 Дети заходят  группу. Звучит музыка метели, вьюги.
В-ль: Ребята, какое сейчас время года, месяц?
Дети: Время года – зима, месяц – декабрь.
В-ль: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети отвечают, опираясь на схему – модель «Зима»
В-ль: Правильно, ребята! А вы слышите, кто-то стучится к нам в окно?
Достаёт игрушку воробья.
В-ль:                                Вновь разгулялась вьюга
Срывает снежные шапки.
Совсем замёрзла пичуга –
Сидит, поджимая лапки.
Набок голову клонит
И прячет её под крыло,
Деревья от ветра стонут
И на дворе белым — бело!
Как вы думаете, ребята, почему воробей прилетел к людям?
Дети: Ему холодно и голодно?
В-ль: А чем мы можем помочь бедной пичуге?
Дети: Мы можем его покормить.
В-ль: Вспомните, чем питается воробей?
Дети: Крошками, семенами, крупой.
В-ль: Перед вами стоят тарелочки с кормом, выберите то, что будет клевать воробей и угостите его.
Игра на развитие мелкой моторики. Дети выбирают и раскладывают по блюдечкам семечки, крошки хлеба, пшено, оставляя фасоль, ягоды рябины.
Угощают воробья.
В-ль:  Спасибо, ребята! Воробей говорит мне на ушко, что он  отогрелся и наелся. Много птиц зимой голодает и погибает, но многих спасают добрые люди, вешая кормушки.
Перед вами лежат карточки Лото. Закройте фишками тех птиц, которые на ваш взгляд НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТЯТ к кормушке.
Дети закрывают аиста, иволгу, кукушку, ласточку.
В-ль: Назовите птиц, которых вы закрыли. Как  можно их назвать одним словом? Почему их так называют? Почему они улетают?
        Назовите птиц, которых вы не закрыли фишками? Как  можно их назвать одним словом? Почему их так называют? Почему они не улетают?
Дети отвечают на вопросы полными предложениями.
В-ль: А теперь, ребята, пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Найди своё гнездо»
Дети делятся на пары, выбирают гнёздышко. Под музыку врассыпную разбегаются по группе. Как только музыка закончится, «птицы» ищут свою пару и гнездо.
В-ль: Ребята, вы много рассказали о зимующих и перелётных птицах. А чем же птицы отличаются от других живых существ? Возьмите игровизоры и соедините линиями картинку птицы с признаками, которые ей подходят.
Дети выполняют задание.
В-ль:  Вы правильно выполнили это задание и ничего не напутали. А теперь будем с вами отгадывать загадки.
Тот, кто отгадал, находит медаль с изображением отгадки, вешает себе на шею и встаёт возле ёлки.
В-ль:  Ребята, я вижу, вы хорошо всё знаете о птицах. Наш гость воробей, хочет подарить подарок, который порадует и нас, и птиц холодной зимой.
Достаёт кормушку, дети её рассматривают, рассуждают для чего нужна крыша, куда будут насыпать корм, вешают кормушку на ёлочку.
В-ль: Посмотрите на свои медали, расскажите воробью, чем любит лакомиться ваша птица.
Дети объясняют, что голубь питается крупой, семенами, крошками, ворона и сорока – всеядные, свиристель и снегирь – ягодами рябины, калины, боярышника, клёст – семенами хвойных деревьев, синичка – салом.
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» в сопровождении с действиями
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:  горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми!
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
В-ль: Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Да,  мы вспоминали как выглядят, и чем питаются зимующие птицы. Какой подарок получили от воробья? Как мы можем его использовать? Что нового вы узнали на этом занятии?
Под ёлочкой для детей лежит ещё один подарок для ребят – силуэты птиц, которые нужно обвести по точкам и раскрасть в свободное время.
Дети прощаются с воробьём, благодарят за подарки.

ЛЕПИМ ПТИЧЕК — НЕВЕЛИЧЕК
Цель:
Создание у детей положительного эмоционального фона, развитие творческий способностей, формирование навыков и умений в создании творческих поделок, приобщение к самостоятельности.
Задачи:
• Вызвать у детей положительные эмоции, используя фантазию;
• Развивать речь;
• Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес;
• Развивать продуктивную деятельность;
• Приобщать к взаимодействию со сверстниками.
Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки птиц.
Предварительная работа: Чтение Е. Пермяк «Чижик-Пыжик», чтение Н. Сладков «Почему зяблика зовут зябликом», чтение В. Бианки «Красная горка», «Синичкин календарь».
Ход мероприятия:
(Звучит магнитофонная запись «Пение птиц» приглашая детей на утренний сбор)
— Ребята закончились выходные дни! Все вы выезжали на дачу, на природу, в парк и по нашей просьбе наблюдали за природой! Что же интересного вы можете нам рассказать?
Ваня: я видел бабочку и шмеля, они уже проснулись после зимы. Шмель прилетел к нам на сладкий запах фруктов. Я вместе с мамой сфотографировал бабочку и шмеля и принес вам фотографии.
Тая: А я видела первые весенние цветы мать-и-мачеху и подснежники. Я принесла вам рисунки этих цветов.
Алена: Я видела ворону. Она сидела в гнезде. Папа мне сказал, что у ворон весной появляются птенцы, что ворона высиживает яйца, из которых скоро появятся птенцы.
— Молодцы, ребята, вы были наблюдательны к весенней природе. А вы прислушались, как поют птицы весной?
Дети: Чик – чирик, кар – кар, ку – ку, фью – фью.
Женя: Я видел дятла. Он петь не умеет, и я слышал, как он стучит клювом по дереву.
— Молодцы. А как вы думаете, какое у птиц настроение?
Дети: Весеннее, радостное, игривое.
— Да, птицы радуются пришедшей весне и теплому, яркому солнышку. И мы сегодня будем с вами лепить птиц. Будем лепить птичек – невеличек из знакомых нам произведений, а именно воробьишку, зяблика, синичку. Перед вами находятся картинки птиц. Мы можем их рассмотреть и сказать какая грудка у синички?
Дети: Желтая.
— А у зяблика?
Дети: Красная.
— А какой воробушек?
Дети: Коричневый.
— Значит, вы подумаете, какую птичку будете лепить и возьмете для грудки пластилин нужного вам цвета.
цвета.
— Теперь давайте перечислим, какие части тела есть у птички?
Дети: голова, туловище, хвостик, крылья.
— Правильно. Значит, вы должны будете свой кусочек пластилина разделить на три части. Первый кусочек – для круглой головы, второй кусочек, побольше, для овального туловища, и третий кусочек – для треугольных крылышек и хвостика. А грудка у вас получится нужного цвета, путем примазывания выбранного вами пластилина. (Воспитатель демонстрирует, как разделить брусок пластилина на три части, вылепить голову, туловище, крылья, соединить все части, и как примазать грудку. Ваши рабочие места уже готовы, и вы можете, как маленькие птички невелички полететь на свои места и заняться своим творчеством.
(Звучит магнитофонная запись, приглашая детей на заключительный сбор)
— Ребята, я вижу, вы хорошо потрудились и у вас получились замечательные птички – невелички, которых мы сейчас посадим на весеннее деревце и вечером покажем нашим родителям.
А еще я вас хочу попросить, чтобы вы поговорили с вашими родителями на тему: «Почему же зяблика, зовут зябликом? ». Помните у автора этого рассказа Н. Сладкова было несколько предположений на эту тему, одно из них что зяблик чувствует опасность у гнезда, а второе что погода скоро испортится, или просто зяблик расстраивается что солнышко за тучу спряталось и начинает кричать «Тр – р – р –рю», как будто зуб на зуб от холода не попадает. А что думаете вы и ваши родители? Подумайте и потом нам расскажите ваши интересные истории. (По желанию детей, рассказ перечитывается еще раз).

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
Цель:
Создание у детей положительного эмоционального фона, развитие творческий способностей, формирование навыков и умений в создании творческих поделок, приобщение к самостоятельности.
Задачи:
• Вызвать у детей положительные эмоции, используя фантазию;
• Развивать речь;
• Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес;
• Развивать продуктивную деятельность;
• Приобщать к взаимодействию со сверстниками.
Материалы и оборудование: пластилин, доски для лепки, картинки птиц.
Предварительная работа: Чтение Е. Пермяк «Чижик-Пыжик», чтение Н. Сладков «Почему зяблика зовут зябликом», чтение В. Бианки «Красная горка», «Синичкин календарь».
Ход мероприятия:
(Звучит магнитофонная запись «Пение птиц» приглашая детей на утренний сбор)
— Ребята закончились выходные дни! Все вы выезжали на дачу, на природу, в парк и по нашей просьбе наблюдали за природой! Что же интересного вы можете нам рассказать?
Ваня: я видел бабочку и шмеля, они уже проснулись после зимы. Шмель прилетел к нам на сладкий запах фруктов. Я вместе с мамой сфотографировал бабочку и шмеля и принес вам фотографии.
Тая: А я видела первые весенние цветы мать-и-мачеху и подснежники. Я принесла вам рисунки этих цветов.
Алена: Я видела ворону. Она сидела в гнезде. Папа мне сказал, что у ворон весной появляются птенцы, что ворона высиживает яйца, из которых скоро появятся птенцы.
— Молодцы, ребята, вы были наблюдательны к весенней природе. А вы прислушались, как поют птицы весной?
Дети: Чик – чирик, кар – кар, ку – ку, фью – фью.
Женя: Я видел дятла. Он петь не умеет, и я слышал, как он стучит клювом по дереву.
— Молодцы. А как вы думаете, какое у птиц настроение?
Дети: Весеннее, радостное, игривое.
— Да, птицы радуются пришедшей весне и теплому, яркому солнышку. И мы сегодня будем с вами лепить птиц. Будем лепить птичек – невеличек из знакомых нам произведений, а именно воробьишку, зяблика, синичку. Перед вами находятся картинки птиц. Мы можем их рассмотреть и сказать какая грудка у синички?
Дети: Желтая.
— А у зяблика?
Дети: Красная.
— А какой воробушек?
Дети: Коричневый.
— Значит, вы подумаете, какую птичку будете лепить и возьмете для грудки пластилин нужного вам цвета.
цвета.
— Теперь давайте перечислим, какие части тела есть у птички?
Дети: голова, туловище, хвостик, крылья.
— Правильно. Значит, вы должны будете свой кусочек пластилина разделить на три части. Первый кусочек – для круглой головы, второй кусочек, побольше, для овального туловища, и третий кусочек – для треугольных крылышек и хвостика. А грудка у вас получится нужного цвета, путем примазывания выбранного вами пластилина. (Воспитатель демонстрирует, как разделить брусок пластилина на три части, вылепить голову, туловище, крылья, соединить все части, и как примазать грудку. Ваши рабочие места уже готовы, и вы можете, как маленькие птички невелички полететь на свои места и заняться своим творчеством.
(Звучит магнитофонная запись, приглашая детей на заключительный сбор)
— Ребята, я вижу, вы хорошо потрудились и у вас получились замечательные птички – невелички, которых мы сейчас посадим на весеннее деревце и вечером покажем нашим родителям.
А еще я вас хочу попросить, чтобы вы поговорили с вашими родителями на тему: «Почему же зяблика, зовут зябликом? ». Помните у автора этого рассказа Н. Сладкова было несколько предположений на эту тему, одно из них что зяблик чувствует опасность у гнезда, а второе что погода скоро испортится, или просто зяблик расстраивается что солнышко за тучу спряталось и начинает кричать «Тр – р – р –рю», как будто зуб на зуб от холода не попадает. А что думаете вы и ваши родители? Подумайте и потом нам расскажите ваши интересные истории. (По желанию детей, рассказ перечитывается еще раз).
• В процессе работы над данным проектом :
• У детей сформировались обобщенные представления о зимующих птицах. Пополнились знания детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Вызвано постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой
• Сформировано умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи
• Обогащен словарный запас детей
• Дети научились анализировать, устанавливать причинно-следственные связи
• Воспитано умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку
• Приобщены к совместной деятельности родители.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector