Воспитание гуманных чувств у дошкольников

Автор: Жукова Наталья Геннадьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ ШКОЛА № 2115 СП № 7

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Воспитание гуманных чувств у дошкольников

Опубликовано: 09.10.2016 17:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Жукова Наталья Геннадьевна

ГБОУ ШКОЛА №2115 СП №7 
Москва, ул. Цюрупы, д. 11
Воспитатель
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании у детей гуманности под которой понимается система нравственных установок личности, направленная на такие значимые социальные объекты как другие люди, другие живые существа и реализуется в общении и деятельности. Это еще и личностное качество, подразумевающее заботливое и бережное отношение человека к окружающему миру.

Воспитание гуманности – это процесс, воспитания гуманных чувств к которым относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание, оказывая помощь и делает это осознанно и искреннее, то есть формируют отношение к природе, ту эмоционально- волевую установку, которая стимулирует к осознанно-правильной деятельности в природе.
Только в процессе общения с природой, формировании знаний о ней воспитывается чувство привязанности и любви к ней, те гуманные чувства, которые делают ребенка нравственно чище и лучше, которые затем пенреносятся желание поступать в соответствии с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб природе, стремление воздерживаться от таких поступков и не позволять это делать другим, так как чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.
Гуманное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме у ребёнка В этой связи актуальоность темы определяется необходимостью выбора и опредления способов и средств воспитания гуманных чувств в процессе ознакомления и взаимодействия с природой.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для воспитания гуманного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста не достаточно эффективно применяются все возможные способы и средства, которые позвояли бы воздействовать на эмоции дошкольника, будили бы в нем добрые чувства, позволяли показать взаимосвязи в природной среде, ее красоту, и в то же время ранимость, зависимость от деятельности человекаи взаимосвязь человека и природы.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет процессе ознакомления с живой природой.
Объект исследования – процесс воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – способы и средства воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
Задачи исследования:
• Изучить теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой.
• Выявить и охарактеризовать способы и средства воспитания гуманных чувств у детей  4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой.
• Проверить эффективность способов и средств воспитания гуманных чувств в процессе ознакомления с живой природой

Изучив теоретические основы воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живой природой пришли к заключению что гуманность рассматривается как качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживающее отношение к живым существам, к человеку, к окружающему миру как к высшей ценности. Гуманный чувства, лежащие в основе отношения к природе, сложно измерить, но возможно увидеть их проявление в деятельности в процессе общения и взаимодействия ребенка с живой природой.
В работе дана характеристика способов и средств воспитания гуманных чувств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с живой природой среди которых наблюдение, игровая трудовая деятельность и ознакомление дошкольников с художественной литературой, которые в комплексе, благодаря используемым методам способны влиять на эмоциональную сферу ребенка и будить и формировать в нем гуманные чувства.
Для подтверждения выдвинутых теоретических положений и разработке методических рекомендаций нами было проведено исследование сформированности гуманных чувств у детей 4-5 лет на базе негосударственного, некоммерческого образовательного учреждения «Сокровища Нации» города Москвы.
Низкий уровень: Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативно. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми организмами.
Средний уровень. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.
Высокий уровень. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с природой.
В ходе наблюдения за объектами природы выясняли: проявляют ли дети интерес и к объектам живой природы, какие из объектов вызывают наибольшую эмоциональную реакцию, стремяться ли дети к взаимодействию с ними, бережно ли по-доброму относятся, стремяться ли ухаживать, заботяться ли. Детям больше всего направились звери и меньше птицы. Из птиц казались привлекательными те, которых чаще всего видят дети это синицы и голуби, девочки отмечали необычных птиц лебедей, павлина, мальчики не выделяли птиц как красивых, выбирали хищных птиц. Отмечено, что у мальчиков и девочек разные предпочтения. Среди привлекательных животных мальчики выбрали динозавров и крупных хищников, а девочки привлекательных внешне зверей, таки как лошади, кролики, морские свинки, кошки и собаки.
На прогулке было замечено, что дети очень сдержанно реагируют на объекты природы, равнодушны к растениям. Мы заметили такую особенность, что дети, которые ранее не проявляли отрицательных эмоций к животным и вели себя в природе спокойно под влиянием других детей напротив, перенимали плохой пример. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила поведения в природе детьми слабо осознаются.
Анализируя полеченные данные и сопоставив все критерии мы распределили детей по уровням сформированности отношения к природе. Как можно видеть большая часть детей находиться на среднем уровне достаточно много на низком, что не является возрастной нормой. Результаты исследования отношения детей 4-5 к живой природе
Высокий
Средний
Низкий
5 детей (20%)
12 детей (48%)
8 детей (32%)

Чтобы проанализировать причины данного явления нами был проведен опрос педагогов группы. Интересно отметить, что ответы двух педагогов в группе не всегда совпадают, но в целом демонстрируют, что педагоги знают все возможные способы и средства, приоритет отдается словесным методам, применяют их в практике работы регулярно, но при этом отстутвует принцип комплексного подхода, не достаочно используются возможности художественной литературы и игровой деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что у детей уровень сформированности гуманного отношения к живой природе сформирован недостаточно, что является следствием: возрастных особенностей отношения к природе у детей 4-5 лет; недостаточной работе педагогов над данной проблемой и недостаточно осознанной деятельности детей в природе. В связи с полученными данными было решено разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию гуманного отношения к живой природе

При разработке методических рекомендаций мы сосредоточили свое внимание на идее о том, что формирование отношения к природе и проявление гуманных чувств к ней будет эффективным при условии комплексного использования всех возможных средств и способов, среди которых ировая деятельность в частности сюжетно-ролевые игры, художественная литература и фолклор, наблюдения за природой в эколого-развивающей среде, выделив именно те, которые оказались упущенными в практике работы педагогов дошкольного учреждения.
В процессе знакомств с произведениями литературы как художественной так и фольклорных произвдений мы акцентируем внимание на с таких способах как: наглядные: рассматривание иллюстраций о природе, побуждающих детей бережно относится к природе.
— практическими: изображение персонажей при помощи мимики ииммитации движений, применяли посговорки, заклички в повседневной жизни;
— словесными: беседа по произведению о важности природе и гуманного отношения к ней. Знакомим детей с произведениями таких авторах как: Е.И.Чарушина Про Зайчат , про Никиту охотника ,сказки природы»;Муравьишка» Бианки,Пришвина-рассказ Клест , Сказки –Матушки Земли,М.Скребцова-Лиственный лес.
Среди средств эффективным является наблюдение, но не само по себе, только тогда, когда в ходе его проведения педагог при помощи художественного слова и выразительных средств языка подчеркивает красоту природы и ее живых представителей: растений и животных, сам своим примером демонстрирует гуманное бережное отношение к природе.
Большие возможности открывает игровая деятельность, которая также выступает средством воспитания гуманных чувств к природе. В большей степени этому способствуют ролевые игры, где включены роли животныхо которых нужно заботиться. Игра «Зоопарк» Помощь в лечение животных доктору Айболиту Все вышеуказанные средства будут эффективными в случае их взаимной интеграции: наблюдение и труд в сопровождении чтения и имитационных игр, игровая и трудовая деятельность в эколого-развивающей среде. Одним из условий также является учет возрастных особенностей дошкольников 4-5 лет и специфику их отношений к растениям и животным, учет разницы предпочтений мальчиков и девочек по отношению к представителям живой природы. Процесс воспитания гуманных чувств длительный и требует внимания к детям на протяжении всего периода дошкольного детсва, включение семьи и формирования опыта взаимодействия с природой.

Приложение 1
Способы и средства воспитания гуманного отношения к живой природе
Прогулки, экскурсии
Художественная литература и фольклор, произведения живописи.
Игровая деятельность
Трудовая деятельность
— наблюдения
-этическая беседа по прочитанному;
-рассказ из опыта по теме прочитанного;
-разучивание произведений малых
-фольклорных жанров
-рассматривание картин природы, подбор сравнений и эпитетов педагогом и детьми
-этическая беседа по прочитанному;
-рассказ из опыта по теме прочитанного;
-разучивание произведений малых
-фольклорных жанров
-рассматривание картин природы, подбор сравнений и эпитетов педагогом и детьми
дидактические игры (о правилах поведения в природе);
сюжетно-ролевые игры с игрушками аналогами;
игры имитации;
игровые обучающие ситуации
уход за комнатными растениями в группе; уход за животными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector