Конструкт НОД «Путешествие по реке времени»

Автор: Панфилова Елена Викторовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: «Детский сад № 88 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Каменск — Уральский

Тема: Конструкт НОД «Путешествие по реке времени»

Опубликовано: 09.10.2016 19:47

Получить свидетельство      Скачать материал


Конструкт НОД
«Путешествие по реке времени»
Тема: «История ложки»
Конструкт НОД
«Путешествие по реке времени»
Тема: «История ложки»

Воспитатель: Панфилова Е.В. «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Каменск-Уральский

Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: История ложки
Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 304 с.; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие /авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
Средства:
Наглядные: панно с изображением реки, иллюстрации с изображением ложек, коллекция ложек.
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История ложки».
Музыкальные: аудиозапись русской народной композиции, музыка для перехода из одной эпохи в другую, ложки.
Оборудование: банка с вареньем, различные виды ложек, пластилин, тесто, глина, влажные салфетки (полотенца для рук), «туннель».


ЗАДАЧИ
образовательной программы
Обучения:
• формирование представления детей об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах;
• формирование у детей представление о системе сенсорных эталонов материалов и длительности времени;
• совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Развития:
• развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
• развивать мелкую и крупную моторику;
• развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, древность, сувенир.
• развивать способность к экспериментированию.

Воспитания:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
• воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать умение договариваться, учитывать интересы других.
Этапы
(последовательность) деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемый результат
Обсуждение реального или вымышленного события
(Слайд 1)
— Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (ложек нет — создание проблемной ситуации).
— А как можно поесть без ложек?
(Обсуждение с детьми культуры приёма пищи)

— Ах, я совсем забыла приготовить ложки

— (Слайд 2) Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись.

Ведет диалог с детьми.
Психологический настрой на предстоящую деятельность, создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.
Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проявляют заинтересованность.
Высказывают свои ответы.
Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность.

Постановка цели исследования
— Для чего нам нужны ложки?
— А где можно получить информацию о них?
— Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен.

— Я вам предлагаю совершить волшебное путешествие по «реке времени».

— Люди сравнивают время с рекой.
— потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время.

— Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте мы обозначим наши остановки.

— Первая остановка – это древность, вторая – это старина, третья — это современность.
— Предлагаю вам отправиться в древность по «тоннелю времени».
(Музыка)
Задает детям вопросы, способствующие формулированию цели и стимулирующие процесс мышления. Показывает схему на доске.

Предлагает детям подойти к «реке времени» (коврику) и рассмотреть остановки путешествия (звучит музыка).

Отвечают на вопросы.
Рассматривают схему (плакат) и перечисляют, где можно получить дополнительные знания о ложках (телевидение, интернет, спросить родителей, книги, энциклопедия и т.д.)
Обогащение словарного запаса детей по теме «История ложки»
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
— Вот мы и в древности, присаживайтесь на стульчики, кому как удобно (Слайд№3).

— Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Жареное мясо, ягоды, растения они ели руками. Со временем люди научились готовить жидкую пищу. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что ему такое сделать, изобрести. И придумал ложку.
— Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка?
— Посмотрите, что у меня в руке? (камень). Какой он?

-(Слайд 4) Самая первая ложка была сделана из камня. Древний человек брал камень и долбил его другим острым камнем.
— Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень тяжёлая, края у неё были неровные, и во время еды она обжигала рот.
— (Слайд№5) Затем придумали сделать ложку из кости животного.
— Она была более гладкая и легкая. Но такой ложкой тоже есть было неудобно, жидкая пища проливалась, а горячая обжигала руки.

— (Слайд №6). Посмотрите, на изображение. Как вы думаете, из чего были сделаны эти ложки?
-. Эти ложки были сделаны из глины, которые обжигали на костре. Но они также были неудобны в применении. Почему, как вы думаете? Да, края ложки были очень неровные, она была непрочная, часто ломалась, также во время еды ложка нагревалась и обжигала губы.
— А чего не хватает у этих ложек?

— (Слайд №7) Вот какие ложки были в древности.

-Я приглашаю вас по «тоннелю времени» отправиться в следующую эпоху — старину и узнать, что было дальше (Слайд №8)

— (Слайд №9) Прошло много лет. В старину на Руси люди стали делать вот такие ложки. Из чего они сделаны? (из дерева) значит они какие? Самое подходящее дерево для этого – липа.
— Предлагаю вам взять в руки ложки, скажите какие они? Деревянные ложки очень легкие и удобные. Как, вы думаете, ложка деревянная нагревается от горячей пищи? Ложка не нагревалась. (Слайд №10) Их делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие.
(Слайд №11) Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники расписывали их разными узорами. Так же ложку дарили как подарок — сувенир.
— А как ещё можно использовать ложки?

— (Слайд №12) На Руси ложку использовали ещё как музыкальный инструмент.
Я предлагаю вам попробовать сыграть на этом инструменте (звучит музыка «Игра на ложках)
— Молодцы, ребята, у нас получился настоящий ансамбль ложкарей.

— (Слайд №13)А цари, князья и богатые люди использовали серебряные (Слайд №14) и золотые ложки (Слайд №15).

— Пора перемещаться в наше время — современность. Прошу пройти всех к «тоннелю времени» (Слайд №16).

— (Слайд 17) А какими ложками мы пользуемся в наше время? Из чего они сделаны (Слайд №18)
— Для чего эта ложка? (Слайд 19) (Для супа, столовая)
— (Слайд20) Какая это ложка? (Десертная)
— (Слайд21) А это? (Чайная)
— (Слайд22) Для чего эта ложка? (Для специй)
— Ребята, посмотрите какое разнообразие ложек представлено в наше время.

— Предлагаю вам рассмотреть коллекцию из ложек, собранную мною.
— Посмотрите, одинаковые ложки здесь представлены? Чем они отличаются? (материал, цвет, форма, величина, назначение)
Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Педагог раздает расписные ложки детям.

Использует наглядные и информационные средства. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Рассаживаются по своему желанию.

Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями.
Предполагаемые ответы детей.

Предполагаемые ответы детей.

Дети под музыку пролезают по «туннелю».

Активно вступают в диалог, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы педагога. Делятся чувствами и эмоциями.

Разные ответы детей

Предполагаемые ответы детей?

Обогащение детей новыми знаниями.

Проявляют интерес к истории ложек. Развивают мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез и др.

Умение делать логические выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Обогащение детей новыми знаниями.

Самостоятельная деятельность
Я предлагаю вам превратиться в мастеров ложечников и слепить ложки. Их мы будем лепить из цельного куска способом оттягивания. (Показ лепки). Из каких частей состоит ложка: из ручки и черпачка.
— Для изготовления ложки вы можете использовать один из материалов: глину, пластилин или тесто.
— Посмотрим на результат вашей работы.
— Ложки получись замечательные. Сначала мы просушим их в духовке, а затем будем расписывать разными узорами.
Предлагает на выбор материал для лепки.
Включает детей в самостоятельную деятельность. Предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания
Беседа с детьми о проведенной работе
Дети делают выбор материала для лепки.
Развитие мелкой моторики пальцев.
Умение делать логические выводы.
Оценивают свои действия: что хотели сделать – что получилось; оценивают процесс деятельности.
Анализ, сборка общей таблицы сопоставление результатов исследования
— Я предлагаю вам взять изображения ложек и найти для них место на «Реке времени». Какими ложками пользовались в древности, в старину, в современности.
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Просит обосновать свой выбор.
Осваивают временную последовательность появления ложки. Выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».
Анализируют, сравнивают.
Умение делать логические выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

Умение оценивать результат своей деятельности.

Анализ деятельности

Открытость
Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям и умениям человека, всё вокруг изменяется. Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие.

— Ребята, река времени – волшебная, по ней можно еще отправиться в путешествие.
Об истории каких вещей вы ещё хотели бы узнать?
Задаёт вопросы, способствующие подведению итогов НОД, обобщению нового материала.

Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе.
Выражают собственное суждение.

Умение обосновывать мысли, выражать чувства.
Умение делать выводы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector