Речь, музыка, движение

Автор: Решетняк Ольга Владимировна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

Населенный пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область

Тема: Речь, музыка, движение

Опубликовано: 10.10.2016 16:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Р е ч ь, м у з ы к а, д в и ж е н и е.

Музыкальный руководитель М Д О У «Детский сад крмбинированного вида «Яблонька» Решетняк О В.

г. Мичуринск 2016год.

Во многих странах Европы в начале ХХ в .большое распространение получает система ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и музыкантом Э.Жак-Далькрозом. Система, основанная на сочетании ритма, музыки и движения и включающая специальные упражнения, способствует развитию музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности, пластической выразительности движений.
Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали и в России, Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которой является логоритмика, или логопедическая ритмика,- комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Тяжёлые дефекты речи чаще всего сочетаются с патологией неречевых функций, таких, как внимание, память; кроме того, отмечаются общая моторная неловкость, недостаточно развитые подвижность и координированность движений. Поэтому комплекс игр и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением.
Вашему вниманию предлагается практический материал, который можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Комплекс упражнений и игр подобран таким образом, чтобы педагог получил возможность решить следующие задачи:
*закреплять двигательные умения и навыки;
*развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый и динамический слух;
*развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи;
*совершенствовать диафрагмальное и речевое дыхание и певческий диапазон голоса;
*развивать чувство ритма и слуховое внимание;
*развивать умение организовывать свои движения в пространстве;
*совершенствовать общую моторику и мимику.

Вводные упражнения на тренировку основных видов движения, на ориентацию в пространстве, координацию движений, регуляцию мышечного тонуса и активизацию внимания.

У большинства детей нарушена ориентировка в пространстве, недостаточен уровень двигательной памяти неустойчиво внимание, поэтому им требуется наглядный показ действий, сопровождающийся инструкцией, а также совместные со взрослым выполнение. Задания усложняются постепенно: переход к новым упражнениям допустим после овладения предыдущим. С самого начала работы над вводными упражнениями детям показывают, что темп и движения, и речи может меняться и что руководствоваться при этом надо звучанием музыки. Детям говорю, что движения следует менять, внимательно слушая музыку. Например.

Чередование ходьбы, бега и остановок.
Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя внимательно слушать и понимать их смысл.

Чередование напряжения и расслабления мышц рук.
Звучит музыка ( группа «Спейс»). 1-4-дети поднимают прямые, напряжённые руки вверх через стороны; 5-8-опускают руки через стороны (руки как будто падают):правая рука к плечу, левая к плечу, правая рука вниз, левая вниз;9-12-приседают на корточки. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Упражнения, формирующие чувство музыкального ритма.

При выполнении этих упражнений необходимо привлечь внимание детей к содержанию музыкальной пьесы и её построению, развивать умение движениями передавать средства музыкальной выразительности(темп, динамика ,фразировка)
давая возможность воспринимать музыку как нечто целое, законченное.
Эти упражнения предполагают активное слушание музыкального произведения с целью определения его характера и структуры, показ движения педагогом под музыку. Далее дети, двигаясь, учатся самостоятельно использовать разученные элементы в соответствии с характером музыки или сообразуясь с инструкцией педагога.
Игра «Угадай мелодию!»
Педагог выбирает хорошо знакомую детям песню, пропевает её два раза, чтобы убедиться, что дети знают не только слова, но и ритмический рисунок. Затем сам педагог или кто-то из детей прохлопывает любую часть куплета или припева-дети стараются отгадать зашифрованную таким образом мелодию. Угадавший прохлопывает продолжение куплета или припева до конца. Чередование ходьбы с хлопками или игрой на бубне. Дети движутся под марш по залу, считая вслух или про себя «раз, два». Как только марш зазвучит повторно, останавливаются и хлопают в ладоши в такт музыкальным фразам.

Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие.
Дыхательные упражнения. Пение.

В этот цикл входят упражнения, направленные на развитие слухового и речеслухового восприятия (рекомендуется использовать демонстрационный альбом с аудиокассетой О.П. Радыновой «Музыкальные инструменты»), на различение бытовых шумов, звучания разных музыкальных инструментов (колокольчик и колокол, скрипка и виолончель, орган и арфа). Такие упражнения формируют способность сравнивать и различать звучащие предметы по тембру, высоте, силе звука, а также разные ритмы. Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, работать над интанационной выразительностью речи. Песни лучше использовать русских и советских композиторов, русские народные попевки. Хорошо подбирать такой материал, который можно инсценировать по ходу его исполнения. Текст должен быть доступен и понятен детям, фразы в песнях не длинные, мелодия должна укладываться в пределах нот первой октавы («Теремок», «Как на тоненький ледок» и др.) Пропевание чистоговорок, песен, четверостиший, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Условно весь материал данного раздела разделён на четыре части.

Упражнения на восприятие, различие и воспроизведение ритмов
Хлопками, голосом, игрой на музыкальных инструментах.

Игра «Теремок».
У педагога в руках деревянные ложки. Дети стоят в кругу. Педагог обходит их, напевая:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит…

Останавливается за спиной какого-нибудь ребёнка и выстукивает ложками ритмический рисунок, состоящий из четвертей и восьмых. Ребёнок спрашивает: «Кто там?». Педагог с надетой на руку куклой бибабо отвечает: «Это я, мышка-норушка». Предлагает ребёнку войти в круг(в теремок) и простучать тот же ритм (ложка-ми, спичечными коробками с наполнителем).Игра продолжается до тех пор, пока все герои сказки не войдут в теремок. Игру можно продолжить, предложив роль ведущего ребёнку.
.
«Шумовой оркестр».
Педагог просит детей быть внимательными и показать и назвать, какой из инструментов ( флейта, бубен, ложки, маракасы, ксилофон) « не молчал, а играл» или «не играл, а молчал» (используются два-три инструмента). Ребёнок, стоя спиной к педагогу, слушает, а затем, повернувшись, показывает и называет «молчавший» или «игравший» инструмент. Когда все музыкальные инструменты будут названы, дети разбирают их: каждый берёт тот, звучание которого он отгадал. Исполняют в той же последовательности, в которой угадывали звучание, простой ритмический рисунок- сначала по одному, потом все вместе.
Дыхательные и голосовые упражнения.
Развитие дыхания- важный этап коррекционного воздействия на всех детей- логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Работа над дыханием может предварять пение песен, но может быть и самостоятельным видом работы на занятиях. Сначала дыхательные упражнения выполняются лёжа (в этом положении легче правильно дышать, держа паузу), а затем в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребёнок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх; если сидит или стоит — выдвигаться вперёд; при выдохе живот должен втягиваться. В фонетической ритмике используются следующие исходные положения для автоматизации дыхания, коррекции неправильного физиологического дыхания: встать, ноги вместе, руки опущены; встать, ноги вместе, левую положить на область диафрагмы, правую отвести в сторону. Это помогает сконцентрировать внимание на работе мышц дыхательного аппарата. В дальнейшем дыхательные упражнения сочетаются вижениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо, влево, наклонами и поворотами головы. Особенность работы над дыханием в том, что нагрузка увеличивается постепенно и индивидуально.

Фонационное дыхание.
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания, которое, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом — во время него и происходит речевое высказывание. В качестве речевого материала на занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и, наконец, фразы. По мере выполнения упражнений по развития речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение песен, чистоговорок.
Пение очень полезно для детей: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, певческую интонацию и слуховые и мышечные ощущения. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности. Пение и движение под музыку оказывает на детей с речевой патологией психотерапевтический эффект. Особенно полезно в этом отношении хоровое пение. В процессе обучения пению необходимо следить за правильностью положения корпуса и головы (голову нужно держать прямо, плечи не поднимать, мышцы шеи не напрягать): от этого зависят и хорошее качество звучания, и лечебный эффект. Необходимо следить за тем, чтобы во время пения дети широко открывали рот. Хотелось бы отметить: для детей старшего дошкольного возраста очень полезно периодически пользоваться таким приёмом, как пропевание мелодии знакомой песни без слов – на слоги ду и ля; при этом кончик языка занимает верхнее положение и активно колеблется. В этом случае пение берёт на себя роль артикуляционной гимнастики, способствующей постановке сонорных звуков.

Литература

Александрова Н. Г. Ритмическое воспитание. М.,1924.
Бекина С. Н. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей. М.,1984.
Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. С.П. б,1999.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.,1981.
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией.С.П.б,1993.
Выгодская И Г., Пеллингер Е Л., Успенская Л П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
Гринер В А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1951.
Кузнецова Е В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М., 2002.
Новиковская О А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб, 2004.
Оганесян Е В. Логопедическая ритмика в системе комплексного взрослых заикающихся. М., 1982.
Попов Н М., Харламов Е В. Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях. М., Ростов-на-Дону, 2004.
Фомичёва М Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1979.
Щетинина М Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., 1999.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector