Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему: «Смоленск — мой родной город»

Автор: Колихова Елена Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 19 «Катюша»

Населенный пункт: г. Смоленск, Смоленская область

Тема: Конспект тематического занятия в подготовительной группе на тему: «Смоленск — мой родной город»

Опубликовано: 10.10.2016 17:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект тематического занятия в подготовительной группе
на тему: «Смоленск — мой родной город»

Цель: закрепить представления о родном городе.
Задачи:
Образовательная:
— уточнить и закрепить общие представления об истории родного города.
— познакомить детей с поэтом Н. Кеженовым и композитором М.И. Глинкой.
Развивающая:
— развивать творчество, умение внимательно слушать и понимать музыкальные произведения.
Воспитательная:
— бережное отношение к истории родного города и его достопримечательностям, чувство уважения к далеким предкам.
Предварительная работа:
Рассматривание в группе иллюстраций памятников города Смоленска, фотографий различных домов и архитектурных сооружений родного города, заблаговременное заучивание стихов в группе, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкальный репертуар:
Трушин – Бодренков «Гимн Смоленска»; М.И. Глинка «Попутная песня; Блантер — Исаковский «Катюша»; аудиозапись «Праздничных, пасхальных колоколов Успенского собора; марш «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинка.
Методы и приемы:
беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, фотоальбомов.
Оборудование: картинки с изображениями города Смоленска.
Используемая литература:
1. Рассказы начальной русской летописи М.: Детская литература, 1987.
2. Смоленская область. Энциклопедия, Смоленск 2003
3. Азбука Смоленского края, Мир истории, Смоленск, 2008
4. Ражнев Г.В. «Смоленск», Смоленск, 2001
5. Интернет-ресурсы: Яндекс, фотографии.
Ход занятия:
Под «Марш» Г. Свиридова дети входят в зал, обходят круг и садятся на стульчики.
Воспитатель: здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в музыкальном зале, чтобы поговорить о замечательном празднике, который мы отмечаем 25 сентября — это праздник «День города» Смоленска, а также это еще и «День освобождения города Смоленска от фашистских захватчиков». Ребята, а как вы думаете, у городов есть возраст? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, конечно есть, нашему любимому городу 1153 года. А как вы думаете, это много или мало? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, а как называют людей — жителей нашего города? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята. а кто знает на какой реке расположен город Смоленск? (ответы детей)
И почему наш город так называется? (ответы)
Сегодня мы с вами узнаем, почему наш город называется Смоленск, когда и как он возник?
Для этого мы немного попутешествуем, готовы? (ответы детей)
давным-давно в стране, где мы живем, не было богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. и жил тогда народ, от которого мы происходим. народ этот звали славянами. «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились». И вот возле реки Днепр поселились кривичи — наши предки. И главным их городом стал Смоленск.
Смоленск — один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева. В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе и других городах. Так вот в одной летописи было найдено такое упоминание «Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был красив и мног людьми».
— Как вы это понимаете? (ответы детей)
да, был он большим по размеру, и в нем было много жителей. такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.
— А почему Смоленск называется Смоленском?
Сейчас вы все поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная река Днепр, а также не далеко располагалась еще одна река Двина, вокруг было много лесов, озер, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в котором они приплывали, т.к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники -мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой — смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил такое название — Смоленск.
Смоленск, в те времена был, как мы уже говорили, большим и довольно сильно укрепленным городом. Он стоял на высоком берегу Днепра на семи холмах, основная его часть была обнесена довольно надежной крепостью за стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.
Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен из дерева, т.е. все дома и постройки были деревянные, и конечно невысокие. Лишь немногие дома были каменными, дома купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были не редкостью, стены крепости приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена каменная крепостная стена. Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей.
Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на Смоленской земле в древние времена? (ответы детей)
Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а также земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, овец, свиней.
Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые и непроходимые. В них водилось много зверей — медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю — реки являлись главными дорогами.
Воспитатель: Смоленщина, земля родная!
Красив осенний твой наряд!
Свой ратный подвиг отмечая,
Гордимся доблестью наград!
Ребята, а сейчас мы послушаем гимн нашего города!

Звучит «Гимн города Смоленска» Трушкин-Бодренков (Хор Н. Писаренко)
«Ключ-город», «бриллиантовая столица России», «город-герой», «ожерелье государства российского», «город русской Славы» — это все названия нашего города — Смоленска. Когда рассказывают о Смоленске, говорят об истории всей России, потому что именно в Смоленске часто скрещивались пути и судьбы нашего Отечества.
Воспитатель: Ребята, пришло время прогулки по улицам нашего города.

Физкультминутка
«Мы по улицам гуляем»
Мы по улицам гуляем
(Шагаем на месте)
Сами вывески читаем.
(наклоны голов влево-вправо)
Это «эс», а это «ка»,
(Повороты туловища влево-вправо)
«Ж» похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади)
Вот четыре буквы:
«Воды»
(4 хлопка в ладоши)
Вот еще четыре:
«Моды».
(4 хлопка в ладоши)
«Воды» — «Моды» -«Лимонад»!
(Приседания)
мы читаем все подряд.
(Хлопок руками спереди-сзади)
Вот блестит белее снега,
(Наклоны туловища влево-вправо)
Слово горькое: аптека.
(Наклоны туловища влево-вправо)
Рядом сладкие слова.
(Прыжки на месте)
Фрукты. Пряники. Халва.
(Шагаем на месте).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Две самых известных и главных из них стоит обязательно посетить — это Смоленский Успенский собор и Смоленская Крепостная стена. Эти сооружения уникальны, их самобытность заключается не только в архитектурных особенностях и героической истории, но и в том, какую роль они играли и продолжают играть в судьбе нашего города.
Ребята, а вы когда-нибудь бывали в Успенском соборе и Крепостной стене? (ответы детей)
Успенский собор — находится на высокой горе (холме) и виден практически с любой точки города. величественное строение с отливающим золотом куполами возвышается над путниками, поднимающимися по ведущим в храм степеням. тысячи свечей, пение хора — собор торжественен и прекрасен всегда, но особенно во время службы.
Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем, как бьют праздничные колокола в Успенском соборе.

Звучит запись «Праздничных, пасхальных колоколов Успенского собора»
Смоленская крепостная стена — это символ города. Она кольцом описывает центр города. Башни и прясла можно осмотреть не далеко от главной площади, а можно пройтись по холмам у Днепра.
Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать самых известных людей Смоленщины, тех кто прославил наш край? (ответы детей)
Молодцы!
Сейчас я прочту вам стихотворение, которое написал наш земляк Н. Кеженов
Смоленск, ты окутан осенним туманом,
А может быть, мыслями о старине?
Я тоже в тумане и вовсе не странно,
Что годы старинные видятся мне…
Я вижу сегодня рожденье Смоленска,
Стучит топорами мне родственный люд,
И в лад с пребывающим весельным плеском,
Славяне протяжную песню поют!
Осенний туман неустойчив на солнце —
Растаял и новый Смоленск на виду,
Конечно же время назад не вернется,
Но в прошлое снова иду и иду… (Н. Кеженов)
Вот такое замечательное стихотворение написал о Смоленске Н. Кеженов (показ картинки с портретом Н. Кеженова). родился Н. Кеженов в г. Рудня Смоленской области, он является Членом Союза писателей России. Работал сотрудником Гагаринской городской газеты. В настоящее время — корреспондент газеты «Рабочий путь».
Давайте послушаем произведение М.И. Глинки — нашего земляка и композитора «Попутная песня»

Звучит «Попутная песня»
А теперь ребята, давайте и вы прочтете стихи о нашем любом городе.
1 ребенок.
Карта мира перед нами
Вот земля, а вот вода
Вот отмечены кружками
В разных странах города.
2 ребенок.
Сотни их больших и малых,
Главных, славных, мировых
Много тысяч их обычных,
Незаметных, рядовых..
3 ребенок.
Есть великие столицы,
Лондон, Дели, Рим, Париж
Ну, и нам есть чем гордиться,
Со Смоленском, что сравнишь?
4 ребенок.
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья…
Это русская сторонка,
Это — родина моя!
5 ребенок.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье,
Это русская земля!
6 ребенок.
Вижу горы исполины,
Вижу реки и леса…
Это русские картины,
Это русская земля!
7 ребенок.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями…

Дидактическая игра «Букет красивых слов»
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Смоленска)
Каждый ребенок говорит, какой Смоленск у него на открытке, почему и ставит свой цветок в вазу.
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Смоленск-праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, древний, красивый)
Воспитатель: Ребята, а я уже говорила, что наш город называют ключом — городом, а почему? (ответы детей)
Воспитатель: Да, он действительно не раз защищал столицу — Москву, стоя на пути у врагов. Этот факт не мог не отразится в творчестве наших поэтов-земляков. Давайте же мы послушаем песню, написанную во время ВОВ композитором М. Блантером на стихи нашего земляка М. Исаковского.

Звучит «Катюша» Блантер — Исаковский
(дети подпевают песню хором)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель:
Я счастлив тем невыразимо,
Что здесь в Смоленске жил и рос,
Смоленщина! Какое имя!
В нем свет зарниц и вспышки роз!
Звезда гагаринской ракеты
Сиянье древнее луны…
Смоленщина! В ней столько света
Мы с детства им озарены! (Н. Кеженов)
Ребята, а теперь представьте, что мы находимся на параде, на главной площади города. Становитесь все друг за другом и дружным маршем и флажками поприветствуем праздник «Славься из оперы «Жизнь за царя» М. Глинка.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесете любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь. Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей) Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам (ответы детей)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector