Особенности ознакомления детей с родным городом

Автор: Олейник Елена Валентиновна

Должность: Воспитатель 1 категории МБДОУ

Соавтор: Берлизева Лариса Васильевна

Должность: Воспитатель 1 категории МБДОУ

Учреждение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №86 » Радость»

Населенный пункт: г. Белгород, Белгородская область

Тема: Особенности ознакомления детей с родным городом

Опубликовано: 10.10.2016 21:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Особенности ознакомления детей с родным городом.

Авторы: Олейник Е.В., воспитатель 1 категории.
Берлизова Л.В., воспитатель 1 категории.
МБДОУ детский сад №86, г. Белгород.

Ты заступница наша славная,
Ты Россия моя православная,
Ты родная навеки одна,
Белгородская сторона.
И.М.Невлева
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. Конечно, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу,матери,бабушке,дедушке,с любви к своему дому,улице,на которой он живет,детскому саду,городу.
Приобщение ребенка с первых лет жизни к культуре,общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Базовые национальные ценности определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и включены в ФГОС ДОвкачестве целевых ориентиров:
а)ребенок проявляет интерес к родному городу, его истории,памятникам,зданиям;
б)проявляет инициативу в социально-значимых событиях,переживает эмоции,связанные с событиями военных лет и достижениями горожан;
в)отражает свои впечатления о родном городе в различных видах деятельности(изображает, воплощает образы в играх и т.д.);
г)хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного Белгорода.
Организуя работу по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, мы исходим из следующих положений:
• взрослые должны передавать свою любовь к родным местам, их достопримечательностям, природе, людям труда, обычаям предков, детям;
• чувство Родины начинает формироваться с отношений в семье. Как ребенка учат относиться к матери, отцу, что видит перед собой малыш, то он и несет за пределы своего дома: в детский сад, школу и дальше по жизни;
• мы должны воспитать в ребенке чувство гордости за родной Белгород, вызвать интерес и уважение к людям, живущим здесь.
Работая с детьми подготовительной группы, мы используем развивающие игры, которые помогают лучше узнать наш любимый город.
Развивающие игры для детей подготовительной группы.
1. «Где находится памятник?»
Задачи: Закрепить знания детей о памятниках города.Знакомить с картой-схемой города,воспитывать бережное отношение к памятникам родного города.
Материал:Карта-схема Белгорода,флажки,для обозначения памятников,фишки,открытки с изображением памятников.
Ход игры: педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте. Ребенок, ответивший верно, получит фишку.
2. «Так бывает»
Задачи: Побуждать детей к рассказыванию о городе Белгороде,в определении которого указаны нетипичные признаки.Развивать мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на предложенную тему. Воспитывать уважение к традициям жителей города.
Ход игры: Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение:
например, холодный Белгород (город зимой);
сиреневый Белгород (весна, цветет сирень);
веселый Белгород (город в дни праздников; День города; Масленница и др.);
молодой Белгород (новостройки, молодые жители);
мокрый Белгород (город во время дождя или ранней весной).
3. «Узнай по описанию»
Задачи: Уточнить представления детей о достопримечательностях Белгорода, активизировать словарь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: Педагог предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города и отгадать их названия.
4. «Этот город – лучший город Земли»
Задачи: Побуждать детей высказывать свои мысли, общаться с педагогом и друг с другом. Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.
Ход игры: Педагог задает вопрос: «Что в городе может быть одновременно и молодым и старым?
(сам город, исторические памятники и новые строения; театр кукол и зрители- дети; старые названия домов и молодые жители; детский сад; здание старое — дети и воспитатели молодые.
Целесообразно работу по ознакомлению с родным городом разделить на блоки: «Моя семья», «Мой детский сад»; «Мой город – моя малая родина»; «Символы города Белгорода»; «Культура и традиции»; «Правила, по которым мы живем».
В блоках можно использовать беседы,встречи со знаменитыми и уважаемыми людьми города, рассматривание картин и видеороликов, создание библейских сюжетов, проблемные ситуации, загадки, поговорки, развлечения, стихи и песни белгородских авторов.
Огромное место занимает изобразительная деятельность детей по соответствующим темам:
Например: рисование памятника защитникам Белгорода, рисование Диорамы, драматического театра им. Щепкина, скверов, парка, детских площадок и др.;
— коллективная аппликация: «Город первого салюта»
— творческие работы: «Белгород – мои любимые места», «Нарисуй свой город» и др.
Очень любят воспитанники сочинять авторские рассказы
Например: «Ты экскурсовод: Что ты покажешь гостям Белгорода?»
«Путешествие по реке- Везелке»;
«Детский парк моей мечты»;
«Белгород будущего»;
«Как я могу помочь сделать город чистым» и др.
При ознакомлении с Белгородом очень важно совершать экскурсии в разные места города: в близлежащий парк, к памятнику святителю Иоасафу Белгородскому, на аллею славы в парке Победы, прогулки по микрорайону и др.
Во время этих путешествий по родному городу мы учим детей восхищаться красотой его природы, испытывать восторг от общения с ней, ощущать гордость за людей, подаривших нам такой прекрасный Белый город. Мы растим будущих граждан своей страны, которые будут способны любить и защищать ее богатства, чтить духовное наследие своих предков, пробуждаем в детях веру в то, что пришли они в этот мир творить добро и красоту. Ведь «дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло» — учит народная мудрость.
Каждый человек вместе с жизнью получает в наследство самое бесценное богатство – Родину!

Литература:
В.И. Матова «Краеведение в детском саду» СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресса» 2014г. -176с.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург- 2010г Издательство «Детство-Пресс».
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г. -352с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector