Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

Автор: Кафарова Юлиана Рафиковна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: Детский сад №1 «Олененок» — филиала АН ДОО «Алмазик»

Населенный пункт: г. Мирный, Республика Саха (Якутия)

Тема: Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-образовательной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта

Опубликовано: 10.10.2016 22:22

Получить свидетельство      Скачать материал


СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
д/с № 1 «Оленёнок» —
филиала АН ДОО «Алмазик»
Протокол № _______

УТВЕРЖДАЮ
заведующий д/с № 1 «Оленёнок» —
филиала АН ДОО «Алмазик»
_____________ Н.П. Стёпочкина
«______» ______________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда
по коррекционно-образовательной деятельности
в условиях дошкольного логопедического пункта
детского сада №1 «Олененок» —
филиала АН ДОО «Алмазик»

Разработчик: Кафарова Юлиана Рафиковна учитель-логопед первой квалификационной категории

Республика Саха (Якутия)
г. Мирный
2015 г.

Содержание

Наименование раздела
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1
Пояснительная записка
1.1.2
Цели и задачи реализации РП
1.1.3
Принципы и подходы к формированию РП
1.1.4
Значимые для разработки и реализации РП характеристики речевого развития детей
1.2
Планируемые результаты освоения РП
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Направления деятельности РП
2.2
Диагностический блок РП
2.3
Коррекционно-речевой блок РП
2.3.1.
Модель организации коррекционно-образовательной работы с детьми
2.3.2.
Программно — методическое обеспечение РП
2.3.3.
Перспективное планирование по преодолению НВОНР, ФФНР и ФНР
2.3.4.
Технология деятельности по коррекции звукопроизношения у детей
2.3.5.
Вариативность, формы, способы в реализации РП
2.4.
Информационно-консультативный блок РП
2.4.1.
Особенности взаимодействия с родителями
2.4.2.
Особенности взаимодействия с педагогами и специалистами детского сада
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса на год, на неделю, на день
3.2.
Материально-техническое обеспечение и особенности организации предметно-развивающей среды

Приложение

Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопедического пункта детских садов, сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям. Увеличение количества детей раннего возраста с недостатками речи подтверждается статистикой детских садов № 1 «Олененок», № 2 «Сардаана», №17 «Колокольчик». Так, нарушения устной речи имели: в 2013 г. – 68 % детей 2-3 летнего возраста, в 2014 г. – 76 % детей, в 2015 г. – 79 %.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (93%), 5–6 лет (86%). При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедических пунктах по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Эти расхождения и несоответствия касаются:
• перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
• механизма зачисления;
• количества одновременно занимающихся в логопедическом пункте детей;
• рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
• перечня документации учителя-логопеда.
Анализ актуальных проблем организации логопедического процесса в дошкольном образовании позволил выделить следующие основные направления их решения:
1. При осуществлении коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед свободен и самостоятелен в выборе программ и методик коррекции различных речевых нарушений, что раскрывает возможность и создает условия для проявления творческого профессионального потенциала учителя-логопеда.
2. Решение данных проблем возможно при осуществлении руководства и контроля за работой логопедического пункта заведующими детских садов и ОМО филиала АН ДОО «Алмазик», а также при всесторонней и углубленной проработке программно-методических аспектов, адаптированных к условиям логопедического пункта детского сада и их непосредственное внедрение в практику. Необходимо разработать и апробировать систему управленческого содействия, включающую, прежде всего создание организационных и кадровых условий для эффективной работы логопедического пункта:
• формирование нормативно-правовой базы локального уровня, регламентирующей деятельность специалистов в рамках логопедического пункта;
• модификация системы управления детским садом и признание логопедического пункта в качестве одного из основных звеньев коррекционно-образовательной работы с детьми раннего возраста;
• создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития;
• внесение изменений в функциональные обязанности специалистов, воспитателей детей раннего и старшего возрастов, осуществляющих коррекционную работу;
• разработка программы экспериментальной работы по коррекции и предупреждению отклонений в развитии детской речи;
• заключение договоров с родителями по включению их в коррекционно-предупредительный процесс как равноправных участников.
Рабочая программа (РП) разработана в соответствии с нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
• Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 24 февраля 2014г. № 08-249;
• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Конвенция о правах ребенка;
• Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Устав Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик»;
• Положение о Детском саде № 1 «Олененок» — филиал АН ДОО «Алмазик»;
• Должностные обязанности учителя — логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», «учитель-дефектолог», в Едином квалификационном справочнике № 761 от 26.08.2010г.;
• Положение о дошкольном логопедическом пункте д/с № 1 «Олененок» — филиала АН ДОО «Алмазик»;
• Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Автор Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А. В. Лагутина; – М.: «Просвещение», 2010;
• Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971;
• Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989;

Информационная справка
о деятельности дошкольного логопедического пункта детского сада №1 «Олененок» — филиала АН ДОО «Алмазик»
В основе работы логопедического пункта детского сада лежит «кустовой» принцип в соответствии, с которым учитель-логопед в настоящее время обслуживает базовое и несколько прикрепленных к нему детских садов.
Базовым дошкольным учреждением является:
детский сад № 1 «Олененок», к которому прикреплены детский сад № 2 «Сардаана», детский сад № 17 «Колокольчик».
В штатах дошкольного логопедического пункта детского сада № 1 «Олененок» состоит следующий персонал:
учитель — логопед – 1 штатная единица.
Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте – 20 часов, из которых 16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4 часа на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.

Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для работы с детьми 5 — 7 лет, имеющих следующие нарушения:
• фонетическое нарушение речи (ФНР) ;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
• нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВ ОНР).

На дошкольный логопедический пункт не подлежат приему дети:
• с тяжелыми нарушениями речи, подлежащие обучению в компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи группах;
• имеющие нарушение слуха, зрения и интеллекта, подлежащие обучению в соответствующих группах компенсирующей направленности;
• страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приема в детский сад.
Обучение воспитанников дошкольного логопедического пункта ведется на русском языке.

1.2. Цели и задачи коррекционно-образовательной деятельности
В соответствии с Проектом ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятого Государственной Думой 2.06.1999г. для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающихся в образовательных учреждениях общего назначения, и руководствуясь рекомендациями Письма Министерства РФ от 16 января 2002г. №03-51-5 ин/ 23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» организован дошкольный логопедический пункт детского сада № 1 «Олененок».
Логопедический пункт можно рассматривать как «подмодель» интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии. Дошкольники с нарушениями произносительной стороны речи являются воспитанниками определенной возрастной группы детей детского сада. Они постоянно находятся в среде своих сверстников, что характерно для полной интеграции, но также, посещая дошкольный логопедический пункт, получают систематическую квалифицированную дефектологическую помощь в стенах своего детского сада (комбинированная интеграция).
Цель рабочей программы — обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие, обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупредить возникновение возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь.
Основные задачи:
1.Своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком;
2.Осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия с учителем-логопедом;
3.Привить детям навыки коммуникативного общения (общения с взрослыми и детьми) в двух формах: монолог и диалог;
4.Проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению;
5.Сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов, медицинских работников и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.

1.3. Принципы и подходы к формированию РП
В основе реализации ООП лежит культурно-исторический и системно- деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО.
• онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (развитие ребенка до момента рождения, особенности протекания родов, а также развитие ребенка после родов до момента обследования);
• принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии. Таким образом, изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
• принцип комплексности – гласит, что для логопедического заключения, необходим анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного (двигательного, зрительного, тактильного) развития ребенка;
• принцип деятельности подхода – организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой), стимулирующий психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
• принцип коррекции и компенсации – определение адресных логопедических технологий (направлений работы) в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения у детей;
• конфиденциальность – нераспространение полученных от родителей сведений об особенностях развития ребенка и результатов логопедического обследования;
• принцип наглядности – тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых образов детей;
• принцип постепенного повышения требований – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Выше перечисленные принципы ориентированы:
• на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в устной речи в детском саду;
• на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с особыми образовательными потребностями;
• на единство требований и взаимосвязь содержания воспитания и образования коррекционной программы дошкольного логопункта и образовательной программы детского сада;
• на формирование коррекционно-образовательной направленности деятельности всех участников образовательного процесса;
• на партнерское сотрудничество учителей-логопедов и детей, учителей-логопедов и родителей, учителей-логопедов и педагогического, медицинского персонала детского сада.
1.4. Значимые для разработки и реализации РП характеристики речевого развития детей
Нарушения устной речи
Значимые характеристики
фонетическое недоразвитие речи
• искаженное произношение звука;
• отсутствие звука в речи;
• замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному (по положению губ и языка) укладу;

фонетико-фонематическое
недоразвитие речи

• трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
• пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
• не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
• невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
• нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;
• нарушение звукопроизношения при относительной сохранности слоговой структуры слова;
• слабо выраженное лексико-грамматическое недоразвитие (нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
• неточность в понимании и обобщении словарного запаса;
• нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодия.

нерезко-выраженное общее
недоразвитие речи

• нарушение звукопроизношения;
• нарушение фонематического восприятия;
• нарушение слоговой структуры слова;
• нарушение лексико-грамматического строя речи;
• нарушение навыков словообразования;
• нарушение связной речи;
• неспособность овладения фонематическим анализом;
• замедленное течение мыслительных процессов;
• трудности формирования учебных умений;

1.5. Планируемые результаты освоения РП
Нарушения устной речи
Планируемые результаты
фонетическое недоразвитие речи
• правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах;
• четко дифференцируют все изученные звуки речи;

фонетико-фонематическое
недоразвитие речи

• правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах речи;
• четко дифференцируют все изученные звуки речи;
• производит элементарный звуковой анализ и синтез;
• оперирует понятиями «звук», «слово», «предложение»;
• имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

нерезко выраженное общее
недоразвитие речи

• правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях и формах речи;
• четко дифференцируют все изученные звуки речи;
• производит элементарный звуковой анализ и синтез;
• оперирует понятиями «звук», «слово», «предложение»;
• правильно передает слоговые структуры слов, используемых в самостоятельной речи;
• использует в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
• отгадывает загадки, составляет их по схеме и самостоятельно;
• отвечает на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставит вопросы к текстам и пересказывает их;
• умеет пользоваться интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
• имеет начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

2. Содержательный раздел
2.1. Направления деятельности учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
• диагностическая деятельность обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях детского сада;
• коррекционно-образовательная деятельность обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях детского сада, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
• консультативная деятельность обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
• информационно – просветительская деятельность направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.2. Диагностический блок РП
Диагностическая работа учителя-логопеда проводится в двух направлениях:
1.Экспресс-диагностика обследования устной речи детей детских садов АН ДОО «Алмазик» с 15 апреля по 1 июня;
2. Углубленное диагностирование детей, зачисленных на дошкольный логопедический пункт с 1 по 15 сентября, а также в течение первой декады января для тех детей, занятия с которыми начинаются во второй половине учебного года.

Обследование речи проходит по следующим параметрам:
• состояние речи с импрессивной и экспрессивной сторон, а именно, произношение и понимание родного языка;
• уровень сформированности общей и мелкой моторики.
Эти параметры основаны на источниках:
• «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста /под ред. Н.В.Серебряковой
• «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических пособий»,
• программно-диагностический комплекс в электронном варианте: Кашина Л.В. «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014.
Диагностика устной речи всех воспитанников детских садов проводится, начиная со второй младшей группы. По результатам обследования каждый ребенок относится к одной из групп:
1 группа – речевое развитие соответствует возрасту;
2 группа – дети группы «риска»;
3 группа – дети, имеющие расстройства речи.
При выявлении отклонений по нескольким параметрам, изучается медицинская документация ребенка, проводится собеседование с врачом — педиатром детского сада для выявления особенностей физиологического развития и разработки совместного плана коррекции после консультации у «узких» специалистов, а также проводится консультативная работа с родителями. При необходимости учитель — логопед оказывает помощь по оформлению документов для ПМПК с целью определения ребенка в специализированное учреждение. Данные, полученные в ходе такого диагностического обследования, фиксируются в журнале «Обследование устной речи детей дошкольного возраста». У учителя-логопеда три журнала, по одному на каждый детский сад. Кроме этого, данные, полученные в ходе диагностического исследования, обрабатываются и фиксируются в специальных таблицах. В конце учебного года учитель-логопед предоставляет в организационно-методический отдел АН ДОО «Алмазик» сводный отчёт.

2.3. Коррекционно-речевой блок РП
На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения. Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей, с письменного разрешения родителей (законных представителей). В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительной к школе группы, имеющие нарушения произношения нескольких звуков. Дети старшей группы, имеющие нарушения произношения звуков, зачисляются по мере освобождения мест.
Программы и методические пособия соответствуют государственным стандартам дошкольного коррекционного образования. Реализация коррекционно-образовательной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу в соответствии с ФГОС.
Учитель-логопед дошкольного логопедического пункта творчески подходит к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного коррекционно-педагогического процесса, обеспечивающего максимально полноценную коррекцию устной речи ребенка дошкольного возраста. Для решения поставленных задач учителем-логопедом составляется годовой план, календарно-тематический план на основе календарно-тематического планирования детского сада.

2.3.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы
Задачи этапа
Результат
1 этап
Вводный — диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Определить структуру речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.
2 этап
Организационный —
подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий с детьми в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций а также логопедическим заключением.
2.Конструирование индивидуальных маршрутов по коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.
3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
4. Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Составить календарно-тематического планирование подгрупповой коррекционно-логопедической работы с детьми;
разработать планы индивидуальной коррекционно-логопедической работы учителя – логопеда с детьми;
обновить кабинет последними новинками специальной литературы и пособиями
участвовать в работе ПМПк д/с;
выработать единый подход к ребенку с нарушениями речи родителями, педагогами и учителем – логопедом;
3 этап
Коррекционный —
образовательный
1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг (диагностика).
3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния учителя — логопеда для достижения положительного результата в коррекционно-образовательном процессе.
Достигнуть определённый позитивный эффект в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
4 этап
Итоговый —
диагностический
1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников дошкольного логопедического пункта.
Принять решение о прекращении логопедической деятельности с ребёнком, изменении её характера или продолжении.

2.3.2. Программно — методическое обеспечение РП
Что осваивает ребенок с нарушением устной речи
Формы организации обучения
Программы и методическая литература
фонетическое недоразвитие речи
— правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;
— дифференциацию всех изученных звуков речи;

НОД в подгруппе
НОД подвижными микрогруппами
1.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-59

2. Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: Просвещение, 2003.
3.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. — СПб.:Дельта, 2005.
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
— правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;
— дифференциацию всех изученных звуков речи;
— элементарный звуковой анализ и синтез;

НОД в подгруппе
НОД подвижными микрогруппами

1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. / сборник Коррекция нарушений речи. авт. сост. Г.В. Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010г.

2.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-81,153-155.

3. Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: «Просвещение», 2003.
4.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. — СПб.:Дельта, 2005.
нерезко выраженное общее недоразвитие речи
— правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях и формах;
— дифференциацию всех изученных звуков речи;
— элементарный звуковой анализ и синтез;
— правильную слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
— пользование в самостоятельной речи распространенными предложениями, владение навыками объединения их в рассказ;
— умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
— пользование интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

индивидуальная НОД
НОД подвижными микрогруппами
НОД в подгруппе
1.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. / сборник Коррекция нарушений речи; авт. сост. Г.В. Чиркина. – изд-во «Просвещение», 2010г.

2.Логопедия в таблицах, схемах, цифрах/ Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. с 44-88, 155 -158.

3. Логопедическое пособие для занятий с детьми /А. И. Богомолова. – М.: «Просвещение», 2003.
4.Будем говорить правильно. / Н.В Нищева. — СПб.:Дельта, 2005.
5.Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста. — Пермь: ПОИКРО, 2005.

2.3.3. Перспективное планирование по преодолению НВОНР, ФФНР и ФНР
Для каждого вида нарушений – 3 периода коррекционной работы:
I период (сентябрь, ноябрь, декабрь)
Основное содержание работы
Звуковая сторона речи
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связная речь
(дети с НВ ОНР)
Звукопроизношение
(дети с ФНР, ФФНР, НВОНР)
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза
(дети с ФФНР, НВ ОНР)

Постановка отсутствующих звуков.
Закрепление правильно произносимых звуков.
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Формирование грамматически правильной речи.
Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением
Различение звуков на слух и правильное произношение:
• по твёрдости – мягкости;
• по глухости – звонкости;
• по месту образования

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка.
Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут.
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).
Выкладывание из цветных фишек обратных слогов.
Преобразование слогов.
Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.
Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».
Составление графической схемы слова.
Называния порядка следования звуков в слове.
Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.
Умение давать качественную характеристику звуку.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли).
Образование слов способом присоединения приставки способом присоединения суффиксов к словам с уменьшительно-ласкательным значением; способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад).
Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).
Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что? составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы.
Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции
Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.
II период (январь, февраль, март, апрель)
В связи с закреплением правильного произношения. усвоение многосложных слов.
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.
Усвоение слов сложного слогового состава (тра -туар, экскаватор, перекрёсток и др.)
Образование слов (учительница, часовщик, электрический и др.)
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.
Составление схемы слов из фишек и полосок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector