Родительская любовь — источник развития личности ребёнка

Автор: Сугак Валентина Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Полтавский д/с «Родничок»

Населенный пункт: р.п. Полтавка, Омская область

Тема: Родительская любовь — источник развития личности ребёнка

Опубликовано: 11.10.2016 17:23

Получить свидетельство      Скачать материал


Сугак В.В.
Полтавский МБДОУ д/с «Родничок»
Родительская любовь-источник развития личности ребёнка
Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется поведение и отношение ребенка к семье. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.
«Внутренний мир ребенка, — пишет Т. А. Флоренская, — это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья» [8, с. 208].
Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.
В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств [9, с.512].
В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей [5, с. 65-69].
Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье [3, с.11-13.].
С точки зрения М.И. Лисиной взаимоотношения между детьми и родителями являются психологическим продуктом их общения [4, с.216]. Внутренняя потребность ребёнка общения с родителями проявляется в том, что дошкольник в своем поведении среди сверстников копирует движения, поведение, ценностные оценки и формы сознания, свойственные его родителям. Ребенок подражает данной модели поведения и тем самым воспроизводит образ родителей [2,с.208]. Также общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам.
В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт в дошкольном возрасте, связанных с факторами эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей [6,с.230]. Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками. Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны. При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность делать запретное «исподтишка», а при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины [9,с.512].
Также зарубежный учёный У. Шобен выявил, что дети с проблемным поведением имеют родителей, которые поддерживают строгую дисциплину и требуют от детей послушания. Другой учёный Д.Уотсон исследовал детей, у которых были любящие, но строгие родители и сравнивал их с другой группой детей, родители которых любили детей и многое им разрешали. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности [6,с.230].
Исследования Т. Радке показали, что дошкольники из семей с ограничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников. Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников [6,с.230].
А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость [7,с.288]. Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и душевного здоровья: «Только любовь способна научить любви». Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания [6,с.230].
Анализ литературы приводит к выводу, что взрослым членам семьи следует способствовать созданию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают (или не получают) психолого-педагогическую информацию.
Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Родители приглашаются на день или неделю взаимодействия детского сада и семьи. Ознакомление проходит во время открытых просмотров режимных моментов, занятий, праздников. Активные методы взаимодействия с детским садом строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, “информационной корзины” под названием “Вы спрашиваете?”, “Книга отзывов и предложений”. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они “введены” внутрь этого процесса. Они участвуют в управлении детского сада через работу Родительского Комитета, проведение Дней рабочего контроля. Родители принимают активное участие в создании предметно – развивающей среды. Так, совместно с родителями мы оборудовали уголок – музей “Народного творчества”, “Мой край”, театральную студию, провели развлечение совместно с родителями «Папа, мама, я – читающая семья»; родительскую конференцию «Дети о своих правах»; математический конкурс «Путешествие на остров математики»; Папки-передвижки: «Если ребенок часто устраивает истерики», «Вредные привычки от родителей к детям», «Что воспитывает детский сад», «Права ребенка», «Артикуляционные упражнения», «Ребенок и реклама». Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей», «Воспитание дружеских отношений в семье», «От чего зависит родительский авторитет», «Счастье-это, когда тебя понимают», «Психологическая готовность детей к школе», «Чтобы ребенок не обманывал», «Рекомендации родителям о ПДД». Беседы: «Нужен ли ребенку дневной сон», «Как приучить к порядку», «Выходной день в семье», «Книга в семье». Родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка», «Советы родителям будущих первоклассников», «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня», «Игра — не забава».
Как считает А.Я. Варга, игровая семейная терапия позволяет родителям более адекватно, спокойно, внимательно и последовательно относиться к ребёнку, а у детей повышается активность и самооценка, уверенность, самостоятельность, как только они почувствуют надёжную родительскую поддержку. В целом после совместных занятий меняются детско-родительские отношения в лучшую сторону, лишь в единичных случаях коррекция в сфере отношений ребёнок — взрослый не дала результатов, когда сами родители недостаточно были заинтересованы [1,с144].
Таким образом, семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда, которая влияет на его личностное развитие, будущее духовное и душевное благополучие. Поэтому необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.
Список литературы
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983.
Кулакова Е. Изучение эмоционального сочувствия дошкольника в семье // Обруч. – 1999. — №5.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997.
Майер И.П.Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // И.П. Майер // Психолог в детском саду. — 2000. — № 1.
Родители и дети: психология взаимоотношений // Под редакцией Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой. – М: «Когито-Центр»,2003.
Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 288 с.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Флэйк- Хобкон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. –М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector