Музей «Моя Югра» в детском саду «Дюймовочка»- социально значимый проект

Автор: Щербинина Ирина Владимировна

Должность: Заведующий

Учреждение: МАДОУ ДС №34 «Дюймовока»

Населенный пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра, Тюменская область

Тема: Музей «Моя Югра» в детском саду «Дюймовочка»- социально значимый проект

Опубликовано: 11.10.2016 19:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Музей «Моя Югра» в детском саду- социально значимый проект.
Заведующий
МАДОУ города
Нижневартовска ДС №34
«Дюймовочка»
Щербинина И.В.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». В. А. Сухомлинский

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик. Другой славен своими красивыми зданиями, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Большая сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже, когда, уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги.
Мы живем в Ханты- Мансийском Автономном округе, коренные жители которого ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта, накладывается глубокий отпечаток, как географическая среда, так и социальный строй. В условиях Крайнего Севера с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Любовь к родному краю, умение видеть и чувствовать его красоту- это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Родная природа — снежные просторы, тайга, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства.
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера. Знакомя детей с природой и культурой родного края, педагог должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию  исторического прошлого. Важным элементом такой среды является музей. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество
Чтобы дети могли понять, в каком крае они живут, кто является коренными жителями, необходимо воссоздать атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности, имели определенный национальный колорит. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому воспитанников должны окружать предметы, характерные для быта народов ханты и манси, что позволит детям в полной мере ощутить себя частью данного народа.
Для решения задач нравственно- патриотического воспитания в нашем детском саду создан музей » Моя Югра», где собраны предметы быта хантов и манси. В музее дети могут познакомиться не только с культурой и бытом северных народов, но и увидеть, в каких жилищах они живут, каковы основные промыслы этих народов.
При знакомстве с предметами быта, их названиями, назначением, со способами действий с ними, подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Дети с удивлением узнают, что все предметы имеют духовную направленность, т.к. узоры, выполненные на каком- либо предмете, имеют свое обоснование.
Например, узор «Глухарка» наносился на колыбель, чтобы охранять душу ребенка, пока он спит, на игольницы и покрышки берестяных коробочек наносили орнамент, изображающий солнце, т.к. солнце воспринималось как божество, надежный источник тепла и света Хати ангки- мать Солнце. Также дети с удовольствием рассматривают игрушки- куклы Акань и Пакы и им было интересно узнать об истории происхождения кукол.
Таким образом, рассматривая экспонаты в мини- музее «Моя Югра», дети не только знакомятся с бытом северных народов, но и переносятся в прошлое этих удивительных людей.
Здесь можно познакомиться с жилищем ханты и манси – чумом, с нартами, с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей. Знакомство с хантыйскими сказками и легендами побудило детей к творчеству.
В создании музея активно участвовали и родители воспитанников. Чтобы у дошкольников сформировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.
Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.
Следует отметить, что практический результат нашего творческого опыта по созданию музея и осуществлению образовательной деятельности в нем, подтверждает, что если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера и тем самым прививает интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.

Хочется отметить, что в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея в детском саду «Дюймовочка» города Нижневартовска.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector