Ситуативные разговоры с детьми в разные режимные моменты

Автор: Никитина Светлана Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №4»

Населенный пункт: г.Великие Луки, Псковская область

Тема: Ситуативные разговоры с детьми в разные режимные моменты

Опубликовано: 11.10.2016 20:07

Получить свидетельство      Скачать материал


Ситуативные разговоры с детьми.
Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются ситуативные разговоры.
Ситуативный разговор – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.
Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач ситуативного разговора только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.
Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных, обучающих, развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми:
• участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
• позиция взрослого как партнера по общению;
• изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
• планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
• предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.
Технология проведения ситуативного разговора.
Ситуативный разговор как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.
Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.
Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.
При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности. Например, в младшей группе целесообразно проводить ситуативный разговор, побуждающий ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».
Примерное планирование ситуативных разговоров в воспитательно-образовательном процессе по теме «Быть здоровыми хотим»

Наименование режимного момента
Тематика ситуативных разговоров
Прием детей и уход домой
«Если ты потерялся»
«О вредных привычках»
«Я должен спросить маму»
Умывание
«Чистые руки – залог здоровья» Ситуативный разговор о правилах личной гигиены (умение пользоваться носовым платком)
Прием пищи
Ситуативный разговор о правилах поведения за столом (брать пищу понемногу, правильно пользоваться вилкой, ножом)
Ситуативный разговор о пользе продуктов, о витаминах.
Одевание и раздевание
Ситуативный разговор о необходимости следить за своим внешним видом
Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки
«Как правильно одеваться зимой» ъ
«Мокрые варежки»
Подготовка ко сну, дневной сон, подъем со сна.
Ситуативный разговор о пользе массажа, закаливания;
Ситуативный разговор о доступных средствах укрепления здоровья (соблюдение режима дня, необходимость ежедневной зарядки, закаливание)
Прогулка
«Болезни и микробы»;
«Как защитить нос от мороза»
Пример ситуативного разговора
1. «Я должен спросить маму»
Цель: формировать умение вести диалог со взрослым, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Место в режиме дня: во время приема или ухода домой.
– Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем куда-нибудь пойти или что-нибудь сделать?
– О чем вы дома еще спрашиваете маму?
– Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?
В процессе диалога подводим детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребенка, она всегда подскажет, как правильно поступить, придет своему малышу на помощь. Вот почему нельзя расстраивать маму.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector