Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Автор: Бондаренко Любовь Валентиновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ детский сад №38

Населенный пункт: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Тема: Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Опубликовано: 11.10.2016 21:00

Получить свидетельство      Скачать материал


Памятка для родителей
ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
 
   Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
 
       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
 
       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно — логического мышления.
 
       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
 
     Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
 
       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
 
   К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
 
       Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
 
Игры:
 
1.«Четвёртый лишний».
 
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
 
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
 
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  
 
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
 
пять красных яблок   и т.д.
 
3.«Скажи наоборот».
 
Взрослый называет какое — либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
 
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
 
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
 
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
 
Наречия: далеко-…, высоко- …
 
4. «Подбери слово».
 
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
 
5. «Большой — маленький».
 
Ребёнку предлагается назвать ласково,
 
н-р, ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
 
6. «Отгадай загадку».
 
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
 
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
 
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
 
7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.
 
8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
 
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
 
9. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
 
10. «Расскажи стихотворение».
 
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
 
11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
 
Рекомендации:
 
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
 
•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
 
•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
 
•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.
 
•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
 
•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
 
•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector