Развитие коммуникативных способностей

Автор: Петушкова Виталина Валериевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Комаричский детский сад №2

Населенный пункт: п.Комаричи, Брянская область

Тема: Развитие коммуникативных способностей

Опубликовано: 13.10.2016 03:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Воспитателя первой кв. категории
Петушковой Виталины Валериевны

Развитие коммуникативных способностей дошкольников
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная деятельность.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Поэтому я считаю, что моя тема «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять детям общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
В своей работе с детьми я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь, услышать друг друга, были агрессивны.
У многих детей нарушена речь. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта со сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями.
        Я провела исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Сделаем вместе». И сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
     Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией.
 На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Об отношениях их ребёнка к сверстникам», обновила предметно-развивающая среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей,  материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально-игровой деятельности), что способствует обогащению игрового опыта детей.
  Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в основном этапе она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Игры на развитие коммуникативных навыков можно подразделить на группы:
• Игры и упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов;
• Игры и упражнения на повышение самооценки ребёнка;
• Игры и упражнения на улучшение взаимоотношений с окружающими:
• Игры и упражнения на улучшение речи детей.
       Коммуникативные игры я использую не только в непосредственно образовательной деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения.
Использовала и сказкотерапию. Сказки формируют у ребёнка «механизм самопомощи», то есть стремления в любой ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели, позволяющих посмотреть на обычные предметы повседневного пользования и вообще на мир другими глазами. Сказки учат внимательному бережному отношению не только ко всему живому, но и  различного рода предметам, окружающих нас, игрушкам.
Так же использовала театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. 
Театрализованная деятельность позволяет:
• создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей.
• Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
• Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
• Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
 В свою работу я включаю проектную деятельность которые реализуют следующие умения:
• Умение организовать свою работу (организационные);
• Умение работать с рекомендованной литературой;
• Умение самостоятельно сопоставлять понятия и явления;
• Умение делать собственные выводы, определяя верность или ложность того или иного понятия;
• Умение четко излагать свои мысли по данной проблеме.
Параллельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольников» «Учим детей общению». Совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребёнка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями.
Анализ проделанной работы позволяет говорить о её доступности и эффективности для детей дошкольного возраста. Дети меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир. Изменились отношения детей друг к другу: появилось сочувствие, сопереживание, навыки сотрудничества. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Изменилось и отношение к плохо говорящим детям.
Я бы хотела, чтобы дети, выпускаясь из детского сада, умели не только считать и писать, но и общаться. Уметь общаться со всеми людьми, не зависимо от статуса и положения, уважать их мнение, умение выслушивать собеседника… И я надеюсь, что в обществе появятся творческие личности, которые смогут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector