Психолого — педагогическая помощь семье в период адаптации ребенка к условиям детского сада

Автор: Леванова Анна Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ ДСКВ «Родничок»

Населенный пункт: пгт. Междуреченский, Тюменская область

Тема: Психолого — педагогическая помощь семье в период адаптации ребенка к условиям детского сада

Опубликовано: 15.10.2016 19:50

Получить свидетельство      Скачать материал


Психолого – педагогическая помощь семье в период адаптации ребенка к детскому саду
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Данное явление следует принимать как необходимое. Поскольку, сопровождаясь негативными проявлениями у ребёнка (нарушениями сна, аппетита, эмоционального состояния и контактов с людьми и т.д.), адаптация приводит к положительным результатам – выработке всех полезных в данных условиях изменений организма и психики – адаптированности. Психологи выделяют три фазы адаптационного процесса.
Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Длится в среднем один месяц.
Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Длится 3-5 месяцев.
Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Для того, чтобы судить насколько успешно каждый ребёнок привыкает к новым условиям детского сада, педагог-психолог совместно с воспитателем диагностируют степень адаптации. Воспитатель ведёт наблюдение за каждым ребёнком, фиксируя результаты в специальных протоколах. Педагог-психолог по итогам определяет степень адаптации и имеет возможность дать необходимые рекомендации родителям и воспитателю по организации помощи ребёнку в случае усложненной адаптации. Различают следующие степени тяжести данного процесса:
лёгкая адаптация: ребёнок активен, эмоциональное состояние, общительность, сон и аппетит нормализуются в течение 2 недель;
средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойность сна, поведенческие реакции восстанавливаются в течение 4 недель;
тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, возникает стойкий энурез;
очень тяжелая адаптация: около полугода и более, встает вопрос – стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Как бы мы ни готовили своего ребёнка к детскому саду, всё равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или отказывается от контактов с ними. Ребенок вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет ранее приобретенные умения, худеет. Ему необходима ваша грамотная поддержка.
Как родители могут помочь своему ребенку

в период адаптации

Щадите ослабленную нервную систему вашего малыша: создайте спокойный бесконфликтный климат в семье, ограничьте просмотр телевизора, посещение шумных компаний, избегайте эмоционально насыщенных мероприятий и обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом. О детском саде при ребенке говорите или хорошо, или ничего. Иначе вашу попытку отвести его в детский сад он будет расценивать как предательство с вашей стороны, как свою ненужность вам.
Настройте ребенка положительно: просматривайте мультфильмы, читайте книги, рассматривайте картинки про детский сад. Проигрывайте с ребенком дома возможные ситуации с использованием игрушек («приводите» куклу в детский сад, кормите, укладывайте спать, объясняйте кукле в присутствии ребенка, почему нужно ходить в детский сад, напоминайте о том, что за ней обязательно придете и заберете домой и т. д.).
Обнимайте детей, поглаживайте по спинке, голове, берите на руки – ребёнку необходим тактильный контакт, который снимает напряжение, формирует чувство защищенности, уверенности, спокойствия.
Уверенно и искренне ежедневно сообщайте ребенку, что он как прежде дорог вам и любим (Я люблю тебя…, Я горжусь тобой, ты уже ходишь в детский сад… и т.д.). Исключите при этом извиняющийся тон.
Отправляйте ребёнка в детский сад только здоровым.
Узнайте все режимные моменты дня и меню в детском саду и введите их в домашний распорядок в выходные дни и во время болезни ребенка.
Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем, принимать пищу, одеваться и раздеваться, ходить в туалет.
Планируйте свое время так, чтобы как минимум в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на полный день.
Проконсультируйтесь с вашим педиатром о возможности применения специальных средств, способствующих выработке адаптационных механизмов у ребенка. В частности, врачи рекомендуют успокоительные травяные сборы в виде настоев внутрь и фитомешочков над кроваткой во время сна, настойку элеутерококка, который обладает адаптогенным эффектом и снижает заболеваемость (с осторожностью применять возбудимым детям). Полезны могут быть детям и витаминно-минеральные комплексы, а также ванны с хвойным экстрактом, как общеукрепляющее, тонизирующее, успокоительное средство.

Выполнила: А.В. Леванова,
воспитатель МАДОУ ДСКВ РОДНИЧОК
пгт. Междуреченский, Тюменская область

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector