Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре Нижегородского края через ознакомление с русским народным костюмом

Автор: Колесникова Елена Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 74»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре Нижегородского края через ознакомление с русским народным костюмом

Опубликовано: 16.10.2016 19:06

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 74» Московского района г.Нижний Новгород
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к истории и культуре Нижегородского края через ознакомление с русским народным костюмом»
Воспитатель Колесникова Е.Н.
Актуальность данной темы обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национального культурного наследия. Процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей является неотъемлемой частью процесса становления личности ребёнка, оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие.
Проблемы приобщения к русской народной культуре как фактору духовно-нравственного развития личности, реализация педагогического потенциала народной культуры рассматриваются в работах Князевой О.Л., Маханёвой М.Д., Комаровой Т.С.
Проблему приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре через ознакомление с русским народным костюмом я решала через проектную деятельность. Был разработан проект «Ознакомление с русским народным костюмом Нижегородской области».
Вид проекта – творческий.
Цель проекта – ознакомление детей с народной одеждой; приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к традициям народного искусства.
Задачи проекта:
— изучение народных традиций родного края посредством ознакомления с русским народным костюмом Нижегородской области;
— развитие навыков социальной, познавательной и творческой активности;
— воспитание любви к традициям родного края, гуманистических ценностей, коммуникативных качеств.
Срок реализации проекта – 1 год.
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители.
Проект реализуется в ходе образовательной, совместной (познавательной, исследовательской, игровой) деятельности всех участников проекта, носящий характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта.
Предполагаемые результаты:
— организация воспитательно-образовательного процесса на основе ознакомления с русским народным костюмом;
— внедрение в образовательный процесс ДОУ инновационных форм работы с детьми и их родителями;
— совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов;
— рост престижа дошкольного образовательного учреждения.

Проект реализовывался в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (август 2015 г.) проводился анализ научно-методической литературы, изучена проблема воспитания дошкольников на основе использования народного искусства, изучена история создания и особенности русского народного костюма, определены задачи, формы, методы и приемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русским народным костюмом.
Второй этап – внедрение и реализация проекта. Сроки: сентябрь 2015г. – апрель 2016г. Этап включает в себя следующие направления деятельности: внедрение программы образовательной деятельности по ознакомлению детей с русским народным костюмом Нижегородской области, внедрение развивающих технологий проекта в воспитательно-образовательный процесс, разработка эффективных форм работы с родителями по данной теме.
Третий этап – анализ и оценка результативности проекта. Сроки: май 2016 года. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

В работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным костюмом я использовала различные методы и приемы:
— метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий костюма, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий);
— словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
— практический (самостоятельное выполнение детьми элементов русского народного костюма, использование различных материалов для работы);
— проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
— эвристический (развитие находчивости и активности);
— сотворчество, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы.
Постоянная активизация дошкольников (объясни свой выбор, расскажи своё толкование орнамента, проанализируй работу своего товарища) способствует развитию речи, мышления, воображения. И самое главное – формирует индивидуальность, право ребёнка на собственное мнение и умение его обосновывать.

В детском саду ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным костюмом и костюмом Нижегородской области предусматривается через разнообразные виды деятельности. Я использовала следующие формы организации детей: традиционные и комплексные занятия; разные виды игр и инсценировок; чтение художественной литературы, фольклора; рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток; заучивание считалок, закличек, прибауток, потешек, стихов; сочинение сказок, рассказов, историй; использование силуэтного моделирования; фольклорные праздники и развлечения.
Первоначально была проведена беседа по ознакомлению с русским народным костюмом. Целью данной беседы являлось знакомство детей с национальным костюмом, его характерными особенностями, что позволило расширить опыт детей, обогатить их впечатлениями, воспитать чувство гордости за свой народ. Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре русского народа.
Оживить в памяти детей впечатления от беседы помогло посещение картинной галереи, организованной в группе «Образ русской женщины глазами художников». Содержание экскурсии представляет собой ознакомление детей с историей возникновения народного костюма, его изготовлением, основными элементами девичьего, женского, мужского костюмов, сходствами и различиями в вышивке, покрое, цветовом сочетании.
Последующее знакомство с историей русского народного костюма проходило на интегрированных занятиях. На занятии: «Мужская и женская одежда в Древней Руси» дети знакомились с такими понятиями как рубаха, сорочка, кафтан. В конце занятия я дала возможность каждому ребёнку, использую карандаши, фломастеры и восковые мелки украсить одежду жителей Древней Руси. Работы детей получились яркие и красочные, дети смогли передать особенности узора и цветовую гамму русского костюма.
На занятии «Одежда наших прапрабабушек» дети расширили представления о традиционной женской одежде. Обогатили свой словарь словами и выражениями: сарафан, передник-занавеска, нательная рубаха, спустя рукава. В заключении помогли Золушке собраться на бал, дорисовали наряд, который напоминает по стилю русский народный костюм. В своих работах дети смогли проявить творчество и воображение.
На занятии «В каждом посаде в своем наряде» дети увидели, как велика Россия. Познакомились с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов от южнорусских. В творческой части дети воплотили свои знания коллективно: одевали куклу. Дети смогли договориться и составить общий комплект, украсить комплект орнаментом, подобрать цвет, который повторялся как на сарафане, так и на головном уборе.
Главной задачей занятия «Выступает будто пава» — знакомство с русским народным костюмом Нижегородской области. Дети с удовольствием послушали рассказ, посмотрели иллюстрации, презентацию.
На занятии по аппликации «Вышьем рубашку» дети «вышивали» с помощью составления узоров из геометрических фигур. Определение способа изображения, составление собственной композиции дети выбирали самостоятельно. Ксюша Б. выполнила работу в виде обрывной аппликации, Владик М. украсил рубашку кружочками, Нина П. смогла выдержать цветовую гамму русского орнамента.
Продолжая знакомить детей с особенностями русского праздничного костюма, раскрывала перед детьми особенности вышивки «гладью», «крестиком», развивала интерес к такому виду рукоделия, как вышивка. На занятии «Украсьте сарафан вышивкой» дети составляли и рисовали узор на сарафане, что способствовало дальнейшему совершенствованию уже имеющихся знаний.
Провели викторину «Поэзия народного костюма». Целью викторины является развитие у детей знаний о русском народном костюме и костюме Нижегородской области, развитие творческих способностей, воспитание любви к родному краю. В ходе викторины я предлагала детям ряд творческих заданий типа: «Национальная одежда», «Вопрос-ответ», «Кто внимательнее», «Что лишнее?». В заключении дети зарядились энергией с помощью песен, игр-забав, частушек. Эта викторина позволила систематизировать знания детей о национальной одежде своего родного края.
К Международному женскому дню 8 марта дети нарисовали портрет своей мамы, а в продолжении украсили изображение русским национальным головным убором – кокошником. Одна из главных целей этого занятия учить находить собственное решение в выборе изобразительных средств. Дети на собственном опыте смогли убедиться, как украшает маму кокошник.
В продолжение знакомства детей с культурой русского народа, любви к Родине, воспитании интереса к традициям русского народа устроили развлечение для детей и родителей Проводы русской зимы, или «Масленица». Открытая площадка была украшена разноцветными флажками, шарами, рисунками и поделками ребят на темы зимы, и весны. Дети совместно с родителями исполняли песни, хороводы, состязались в разнообразных конкурсах.
Проведение комплексного занятия по рисованию с использованием элементов аппликации «Рисование одежды в натуральную величину» начинается с краткого рассказа воспитателя о мужском, женском национальном HYPERLINK «http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-oznakomlenie-detey-s-russkim-kostyumom-608909.html» t «_blank» костюме с целью закрепления знания детей об особенностях русского праздничного  HYPERLINK «http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-oznakomlenie-detey-s-russkim-kostyumom-608909.html» t «_blank» костюма, как символа народа, страны. В дальнейшем дети, разделившись на пары, обвели фигуры друг друга и нарисовали себе костюм в натуральную величину, расписали его с учетом стилистики русских народных узоров, что способствовало развитию творческой активности детей. В работе детям помогали дополнительные, наводящие вопросы: Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы?, Какими узорами вышивали одежду?, Где обычно располагаются узоры на сарафане и рубахе?, Какие цвета используют при вышивке?, Орнамент должен выделяться на фоне сарафана и рубахи? Особенно яркими, красочными и колоритными получились костюмы у Юлии Л., Дианы Ч.
Для завершения полного образа народного  HYPERLINK «http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-oznakomlenie-detey-s-russkim-kostyumom-608909.html» t «_blank» костюма были проведены занятия о головных уборах. Главная цель этих занятий: обогатить знания детей о головных уборах, изготовить, используя шаблон головной убор – кокошник, ленты, фуражки к своему народному  HYPERLINK «http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-oznakomlenie-detey-s-russkim-kostyumom-608909.html» t «_blank» костюму. Все дети постарались, чтобы их головные уборы подходили по стилю выполнения, цветовой гамме к своему костюму, выполненному на предыдущем занятии.
Наиболее высокая степень эмоционального отклика со стороны детей была отмечена при проведении интегрированного развлечения на тему «Путешествие в страну костюма Нижегородской области», включавшего в себя разные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую и художественно-речевую. Целью данного развлечения является: закрепление у детей знаний о народном  HYPERLINK «http://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-oznakomlenie-detey-s-russkim-kostyumom-608909.html» t «_blank» костюме Нижегородской области, умения различать женский и мужской костюмы, их характерные особенности. Зал, в котором проходил праздник, украшен в народном стиле. Праздник проводился в форме увлекательного путешествия в страну костюма, а в частности костюма Нижегородской губернии. Детям предлагался ряд творческих заданий, игр, тематика и содержание которых связано с народным костюмом. С большой гордостью дети прошлись под торжественную музыку, по подиуму демонстрируя народные костюмы, выполненные своими руками. Закончился праздник веселыми песнями, танцами и хороводами под веселые народные мелодии.

Приобщение дошкольников к культуре родного края невозможно без тесной связи с семьей. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, организуя для них консультации, я старалась возбудить у самих взрослых интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане. Это могут быть посиделки, вечерки, на которых и взрослые и дети узнают новое о ремеслах своей «малой» Родины, создают изделия по народным мотивам, вспоминают пословицы и поговорки, поют песни и играют в старинные игры.

Вывод: через изучение русского народного костюма у детей формируется интерес к русским народным традициям и обрядам, что способствует развитию чувства причастности к народу, его культуре. Также способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности новых знаний о истории своей страны. Воспитывается любовь к Родине, что способствует развитию нравственных качеств личности. Формируются любовь и уважение к национальному культурному наследию. Занятия по ознакомлению с русским народным костюмом формируют у детей разнообразные художественно-творческие способности и эффективно влияют на формирование креативности личности. Познавая произведения русского народного искусства посредством ознакомления с русским народным костюмом, дети усваивают мудрость русского народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector