Игры на активизацию речевого общения

Автор: Мелкова Алена Владимировна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №118»

Населенный пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика

Тема: Игры на активизацию речевого общения

Опубликовано: 17.10.2016 12:22

Получить свидетельство      Скачать материал


Мелкова А.В.
Ст. воспитатель
МБДОУ «Детский сад
№118» г. Чебоксары ЧР
ИГРЫ НА АКТИВИЗАЦИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Собака принюхивается». Педагог предлагает внимательно слушать рассказ («Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах») и мимикой показать внимание. Если детям это не удается, педагог сам показывает соответствующие выразительные движения и предлагает повторить.

«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я очень рассердилась» и т.д. При продолжении игры «зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

«Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробышек (веселый клоун, кенгуру, козлик, кузнечик); походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок, который только учится ходить; полетаем, как синичка, как орел; подкрадемся, как кошка к мышке» и др.

«Делай, как я». Детям предлагается представить, что они зеркала и должны точно отражать движения и мимику водящего — ребенка. Тот смотрится в зеркала и выполняет любые движения. Педагог следит за правильностью их отражения в зеркалах. Новым водящим становится тот ребенок, у кого это получается точнее.

«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.

«Молчок». Взрослый читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок –
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел,
А потом, глядим, привык:
Словно зайка — скок да скок.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел
Взрослый с детьми обсуждает услышанное и выбирает Молчка, который сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается: прыгает, поет.

«Проигрывание ситуаций». Ситуации могут быть и придуманными, и реальными (из жизни детей). Ребенку предлагается изобразить самого себя в той или иной ситуации; другие роли исполняют взрослый или дети. Затем дети меняются ролями с партнером и оказываются на месте того, с кем общались. Например:
• Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
• Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной. Покажи, как ты поступишь.
После исполнения этюдов педагог организует обсуждение увиденного; при этом особое внимание следует уделять обогащению словаря детей выражениями, обозначающими различные эмоциональные состояния человека. Элементы мимики и пантомимики многократно повторяются, и обязательно в сопровождении речевого высказывания.

«Кораблик». Взрослый предлагает детям представить себя на корабле. На слова «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» дети жмурятся, глядя на солнышко, улыбаются. Один ребенок (его заранее выбирают) громко кричит: «Буря!». И тогда дети голосом создают шум моря, грохот грома. Другой ребенок старается перекричать бурю словами: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!».

«Попугай». Педагог или кто-то из детей произносит короткую фразу: «Я играю». Другой ребенок должен произнести фразу так, чтобы выразить задуманное им чувство. Все дети отгадывают, какое чувство он задумал. Вариант игры: педагог предлагает детям дополнить предложение сначала одним, потом двумя и, наконец, тремя словами.

«Ролевая гимнастика». Ребенок рассказывает стихотворение (пословицу, скороговорку) или повторяет предложение: шепотом, громко, как медленно ползущая черепаха, как пулеметная очередь.

«Какой я?». Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть себя в зеркале, затем привлекает их внимание к особенностям собственной внешности и ее эмоциональной оценке («Какие у тебя замечательные глаза! Посмотри, какого они цвета!», «Обрати внимание на свою улыбку! Как она тебе идет!», «Порадуйся тому, какой ты красивый»). Затем педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Какой я?». Задача — подобрать как можно больше слов-признаков и выразить в своих ответах соответствующую эмоцию.

«Паровозик». Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Выбирается ребенок: он паровозик и везет вагончики (остальных детей), преодолевая различные препятствия. В конце занятия эту игру можно использовать как своеобразный ритуал завершения занятия.

«Турнир». Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся различные спортивные игры: «Попади в кеглю», «Бой петухов», «Сядь-встань» и др.

«Дракон кусает свой хвост». Дети стоят друг за другом, держа за талию впереди стоящего. Первый ребенок — голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего, остальные крепко держатся друг за друга.
Если первому ребенку удается поймать последнего, его награждают каким-нибудь отличительным знаком; если дракон не поймал хвост, то на роль головы назначается другой ребенок.

«Веретено». Детей делят на две группы и расставляют друг за другом. Назначается ведущий, который дает команду: «Начинаем!». Дети, стоящие первыми, быстро (веретено) оборачиваются вокруг себя; потом соседи берут их за талию, и дети оборачиваются уже вдвоем и т.д., пока не дойдут до последнего в ряду.
Побеждает та группа детей, которая быстрее выполнит задание.

«Реченька». В игре участвуют две группы детей. Взрослый обозначает мелом (веревками) на полу неширокую речку, дети подходят к ней по одному и пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей группе. А кто нет, переходит в соседнюю команду. В какой группе под конец игры детей оказывается больше, та и считается выигравшей.

«Кто быстрее?». Педагог произносит какое-либо слово (существительные, конкретные и абстрактные, глаголы, прилагательные, наречия), в ответ дети называют слово, которое первым пришло им в голову. Например, бабочка — красивая, дерево — сухое, стоит — столб, петь — песню, сердитый — папа, высоко — лететь и т.п. Фишку получает ребенок, который быстрее произнесет слово. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и определяется победитель.
«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например, «огурец — овощ, а ромашка… (цветок); помидор -огород, а яблоко… (сад); телефон — ухо, а телевизор… (глаз)».

«Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают название домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи» (только красные), «Фрукты» (только круглые) и др.

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указывают как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту, например: стол -деревянный, кухонный, столовый, старый, новый, удобный и т.п. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков, чем другие.

«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий («любопытный») называет букву, с которой должны начинаться ответы.
Затем обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Какой?», «Когда?», «Зачем?» и т.п. Задача играющих — отвечать как можно скорее. Например, объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, розовый, ранним утром. Если ребенок затрудняется с ответом, «любопытный» обращается к другому участнику. За быстрый ответ игрок награждается фишкой.

Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый или ребенок называет слово и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по значению, и бросает мяч обратно. Например: одеть (раздеть), дать (взять), поднять (опустить) и т.п. Аналогично проводятся игры на подбор синонимов («Слова-приятели», «На что похоже?» и т.п.).

«Закончи предложение». По кругу передается флажок, и тот, у кого он в руках, должен закончить предложение ведущего. Например: «Я надела теплую шубу, чтобы… Мы зажгли свет, чтобы… Мы полили цветы, чтобы…» и т.д.

«Кто скажет больше?». Детям предлагается составить длинное предложение сначала из четырех, потом из пяти и более слов. Выигрывает тот, у кого в предложении окажется больше всего слов.

«Телефонный разговор». Ребенок или педагог говорит что-то по телефону (шепотом) одному из детей (используются только простые предложения), например: «Даня, принеси твою машину» или «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, громко повторяет то, что ему сказали, например: «Ваня сказал мне, чтобы я принес мою машину» или: «Оля сказала, что сегодня плохая погода».

«Импровизация». Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая… и мы с семьей поехали на… Там мы… Приехали домой…». Детям разрешается выкрикивать слова, поощряется несколько вариантов у одного ребенка. Самые активные награждаются звездочками.

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу». Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-были…», следующий продолжает и так далее по кругу.

«Шкатулка сказок». В цветную коробку складывают различные предметы. Ребенок вытаскивает один из них и начинает сочинять сказку или историю о нем. Произнеся первое предложение, передает предмет следующему, который придумывает второе предложение, и т.д. Сказка становится результатом коллективного творчества детей; при этом актуализируется лексика, развивается связная речь.

«Новая история». Педагог объявляет детям, что они все вместе будут сочинять историю. Он составляет несколько предложений, первый ребенок продолжает, и так по очереди. Например: «Однажды утром встретились ежик и белка. Они решили найти самое лучшее грибное место в лесу. Гуляли-гуляли они по лесу и увидели под елкой большой гриб. Обрадовались белка и ежик. Подбежали к елке. Смотрят — а это не гриб, а маленький гномик».

PAGE

PAGE 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector