Организация проектной деятельности в рамках ФГОС

Автор: Исмагилова Ольга Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОБУ дс №2 «Березка»

Населенный пункт: с. Инзер, Республика Башкортостан

Тема: Организация проектной деятельности в рамках ФГОС

Опубликовано: 18.10.2016 12:45

Получить свидетельство      Скачать материал


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС»

Воспитатель: Исмагилова
Ольга Александровна

Содержание

• Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования
• Что такое учебный проект?
• Роль учителя в проектной работе.
• Правила выбора проекта.
• Цели проектной деятельности.
• Задачи проектной деятельности.
• Литература.

Актуальность.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели. Теперь в детском саду ребенку должны привить две группы новых умений. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, и второе — формирование у детей мотивации к обучению. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность, которой в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования отводится особое место.

Цель работы:
– стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
-формирование умений и навыков воспитанников, воплощенных в качественный продукт, воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости
Задачи: — обучение проведению учебных исследований дошкольников
— развитие творческой исследовательской активности детей
— стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Предполагаемые результаты:
• Расширение кругозора дошкольников в интересующих их областях знаний;
• Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
• Умение с помощью воспитателя планировать работу над проектами;
• Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
• Умение доводить начатое дело до конца.

Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
Конфуций.

Проектная деятельность как система реализации компетентностного образования

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на деятельностный подход в обучении. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одной из важнейших задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных). Поэтому стал необходимым поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов. Одной из таких форм и является проектная деятельность.
«Проектная деятельность в детском саду» считается актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет воспитанникам приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. 
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формирований у воспитанников информационной компетенции.
Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой поисковой исследовательской деятельности.
Кроме того,  становится ценностью современного общества коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
 Проблема выбора необходимого метода возникала перед воспитателем всегда. Но в новых условиях воспитателю необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения и воспитания, взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.
К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе — это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Таким образом, проектная деятельность может быть рассмотрена с позиций возможности решения очерченных проблем.
2. Что же такое учебный проект?
Учебный проект – это форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или учебного раздела, это совместная учебно–познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.
Это- дидактическая система реализации компетентностного образования.
Проект это — временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проект с латинского –
• это «брошенный вперёд»,
• «бросающийся в глаза»

• Это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени;
• Направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги,
• При заданных ограничениях по ресурсам и срокам,

Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков воспитанников, воплощенных в качественный продукт, воспитание у них инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Суть проектного обучения в том, что воспитанники открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от педагога в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации будущих школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно — деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.
В технологиях обучения особым образом сплавлены ум, мастерство, и дело – идеи, методы, формы, результаты. Технология проектного обучения применима к изучению любой дисциплины. Проектный подход сложнее и для педагога, но он живее, интереснее, чем инструкционный. Совсем нелегко научить выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся систему воспитания. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Но необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение нужно использовать как дополнение к другим видам обучения
Дошкольный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение дошкольников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в детском саду необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности дошкольников.
Включать дошкольников в проектную деятельность следует постепенно, начиная младшей группы. Вначале – доступные творческие задания, а уже более взрослые воспитанники с большим интересом выполняют довольно сложные проекты .
Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в детском саду — это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа воспитателя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию.
В ходе проектной деятельности воспитанники получают возможность развивать универсальные учебные действия:
ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ( выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).
МЕНЕДЖЕРСКИЕ(проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).
РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ(умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ(умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).
РЕФЛЕКСИВНЫЕ(оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ( выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности.)

3.Какая роль отводится здесь воспитателю?
Проектная деятельность имеет характер сотрудничества воспитанника и воспитателя, а также воспитанников внутри коллектива (если они выполняют проект вместе).
Воспитатель — инициатор увлекательных начинаний. Авторитет современного инновационного воспитателя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Воспитатель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Воспитатель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте. Именно такой Воспитатель способен открыть целый мир ребёнку, поверив в его силы и раскрыв творческий потенциал.
Занимаясь проектной деятельностью с учащимисявоспитанниками, педагог может выступать в той или иной роли:
«Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
«Специалист»: компетентен во всём.
«Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
«Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру и управлять им.
«Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
«Координатор»: организовывает сотрудничество.
«Эксперт»: анализирует результаты, оценивает

4. Правила выбора темы проекта
 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная воспитаннику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
 Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
 Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
 Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
 Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
 Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают «пустословие». Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
 Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

• Цели проектной деятельности:
• воспитывать гражданскую позицию воспитанников;
• способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
• формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков воспитанников;
• развивать значимые личностные качества воспитанников;
• развивать моторику;
• воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость воспитанников.

• Задачи проектной деятельности:
• формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
• вооружение детей методами научного познания;
• ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
• развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности :
• Целеполагание ( поставить цель, проблему воспитанников);
• Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
• Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
• Контроль и коррекция результата(воспитанник должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
• Презентация проекта( выступление с готовым продуктом);
• Рефлексия(хорошо, когда воспитанники проговаривают,что они увидели, узнали, запомнили.

Литература
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. 2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с. 3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с. 4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. — № 7. – С. 164 – 169. 5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с. 6. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил. 7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с. 8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector