Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности детей старшего возраста через использование литературного центра в группе

Автор: Кладова Ольга Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 67»

Населенный пункт: г. Березники, Пермский край

Тема: Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности детей старшего возраста через использование литературного центра в группе

Опубликовано: 21.10.2016 04:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Организация самостоятельной художественно-речевой деятельности детей старшего возраста
через использование литературного центра в группе.
Автор: Кладова Ольга Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № «67» г. Березники, Пермский край
Для успешного решения задач самостоятельной художественно-речевой деятельности воспитателю необходимо помнить, что она всегда связана с созданием книжного уголка, ознакомления с художественной литературой и организацией театрализованной деятельности.
В старшем возрасте возрастает роль книги, поэтому я в группе создала центр для организации самостоятельной речевой деятельности — книжный уголок, который позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей.
Создавая литературный центр, я подбирала художественную литературу в соответствии с программой воспитания детей, детские книги по интересам, познавательные энциклопедии, книги о природе, детские журналы, книги-игрушки, книги-малышки, иллюстрации, репродукции картин
Для самостоятельной художественно — речевой деятельности детей в группе имеются:
— Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания.
— Коллекция ДВД дисков мультфильмов и сказок.
— Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.
— Ширмы и различные театры.
Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
Дети старшего возраста проявляют интерес к произведениям художественной литературы. Я продолжаю знакомить детей с новыми сказками, произведениями писателей, разучиваю стихи, потешки, скороговорки, загадываю загадки. Читая наизусть, загадывая загадки, дети совершенствуют навыки чтения, образность речи.
Дети научились самостоятельно выбирать книгу, которая вызывала у них интерес, спокойно её полистать, приглашать своего друга, для рассматривания иллюстраций, припоминать содержание выбранной книги, пересказывать её содержание детям группы, заново проживая вместе с героями их историю, сопереживать им. Рассматривая иллюстрации в книжном уголке, они делятся с товарищами своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на иллюстрации эпизоде, вспоминают содержание знакомых произведений, сказок.
Моя задача – помочь детям перенести в самостоятельную деятельность те речевые умения и навыки, которые они получили в непосредственно образовательной деятельности. С этой целью использую разнообразные приёмы и формы работы:
1. Эпизодическое оформление книжных выставок:
— авторские: С. Маршак, Н. Носов, А. Пушкин, В. Сутеев и другие.
— тематические: «Космос», «Новый год», «Детский сад», «Игрушки», «Наша Армия родная», «День Победы» , «Наша страна – Россия» и т.д.
— природоведческие: «В мире животных», «Осень золотая», «Здравствуй гостья зима», «Шестиногие малыши», «На далёком Севере»
— русские народные сказки
Для оформления этих выставок привлекаю детей: подобрать нужную литературу, иллюстрации.
2. Внесение в книжный уголок новых книг, например, с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Лебедева и др. Они привлекают внимание детей. Ребята обмениваются впечатлениями об увиденном, вспоминают эпизоды из известных, знакомых им произведений, пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.
3. Создаю ситуации, способствующие развитию самостоятельной речевой деятельности детей. На прогулке, при наблюдении за явлениями природы, я обращаю внимание на берёзу, искрящуюся под лучами солнца, читаем строчки из стихотворения С. Есенина «Берёза». Дети подключаются, получается коллективная декламация.
4. Самостоятельное изготовление детьми персонажей знакомых сказок, которые дети используют в игровой деятельности и инсценировках.
5. Проведение с детьми литературных досугов: «В гостях у дедушки Корнея», «Весёлые рассказы Н. Носова», «Поэзия А. С. Пушкина», реализация проектов «Сказки В. Сутеева любим мы с детства», «К.Ушинский — детям», через которые у детей развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.
6. Внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Маша и медведь…) с помощью которых активизирую речевую активность детей.
7. Творческие речевые задания:
придумай конец знакомой сказки;
продолжи сказку дальше, но с новым вариантом;
придумай сказку по названному герою;
придумай сказку по предложенным персонажам;
сочини сказку по рисункам, по опорным словам.
8. Внесение в игровой уголок настольно-печатных игр литературного содержания: «Домики — сказки», «Узнай сказку по одной картинке», «Волшебный кубик», «Сказочные пазлы», «Найди пару сказочному герою», «Выложи картинку из сказки « (наборы тематических кубиков) и другие.
9. Внесение воспитателем в игровой уголок атрибутов для игры по литературному сюжету способствует возникновению и развитию сюжетно-ролевой игры детей. Так, после чтения сказки К. Чуковского «Айболит» и рассматривания иллюстраций можно внести соответствующие атрибуты.
10. Внесение в группу элементов костюмов, декораций, сказочных атрибутов: «сказочный сундучок», в котором можно найти шапочку петушка, короб Машеньки, клубочек, шарик и др. Всё это развивает детскую фантазию, стимулирует воображение и интерес к сочинительству, развивает речь детей.
11. Использование фигурок театра для инсценировки. Дети самостоятельно распределяют роли, передают содержание знакомых сказок, литературных произведений, используя подходящую интонацию, применяя настольный, пальчиковый, магнитный театр.
12. При обучении чтению дети отдают предпочтение любимым книгам для чтения по слогам, самостоятельно читают их, передавая своё отношение к прочитанному интонацией и объединяя вокруг себя сверстников.
13. Часто у нас в группе проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям, что стимулирует проявить себя и остальных детей.
14. Поддерживаю связь с библиотекой, где дети знакомятся с тем, кто и как работает в библиотеке, где хранятся книги и как необходимо с ними обращаться. Весь этот опыт они переносят в самостоятельную сюжетно-ролевую игру «Библиотека».
Использование этих приёмов развивают у детей творческую активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Дети с удовольствием драматизируют любимые произведения перед сверстниками и родителями.
В выборе приёмов активизации речевой деятельности детей необходимо учитывать их склонность к подражательности, которая может стать толчком к последующим самостоятельным действиям.
Чтобы организовать самостоятельную литературную деятельность у ребенка должен быть сформирован литературный опыт, который ребенок приобретает на занятиях и в совместной деятельности. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах литературно-речевой, театрально-игровой самостоятельной деятельности.

Список использованной литературы
1. Абузярова Л. Предметно — развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.
3. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
4. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
5. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? //Д.в.-№8.-с.65-69.
6. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2.-с.5.
7. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 -с.4-6.
8. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector