Работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении

Автор: Старцева Оксана Валентиновна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад» № 56

Населенный пункт: г. Березники, Пермский край

Тема: Работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении

Опубликовано: 23.10.2016 20:19

Получить свидетельство      Скачать материал


«Работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении».
 В группе детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляет интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и другим.
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей, которым мы зачастую пользуемся — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.
Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами.
Обучение одаренных детей  в нашем детском саду проходит в обычных группах, и специально для них создаваемых (кружках). Мы стараемся подбирать для занятий с одаренными детьми материал повышенной сложности, который обеспечивал бы их развитие. Например, предлагаем такому ребенку во время непосредственно образовательной деятельности по математике продумать не один, а несколько вариантов решения задачи, стараемся создавать проблемные ситуации.
По изобразительной деятельности, конструированию, предлагаем ребенку дополнить работу различными деталями. Чтобы ребенок не мешал другим детям, договариваемся с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».
Для одаренных детей по продуктивному творчеству в нашем дошкольном учреждении воспитателями была организована работа кружка «Радуга». Деятельность кружка направлена на развитие творческих способностей дошкольников. Ребенок знакомится с художественными приемами, поделочными материалами, способами украшения своих работ. Поделки детей имеют разное назначение: оформление интерьера детского сада, сувениры и поделки к праздникам (8 Марта, 23 Февраля, Новый год). 
Работы наших воспитанников принимают участия в городских, краевых, всероссийских, и даже международных интернет конкурсах, где занимают призовые места.
В нашем детском саду для творчески одаренных детей создан театральный кружок «Веселый каблучок». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно этим занимаются воспитанники нашего детского сада на занятиях театрального кружка «Веселый каблучок». Воспитатель активизирует их мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Здесь детей не только обучают сценическому мастерству, но и развивают умение ритмично двигаться под музыку, разучивают интересные подвижные игры. Занятия в кружке, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей. Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Дети кружка выступали с танцевально-музыкальными композициями, принимают участие в конкурсах, выступают на выпускных утренниках нашего детского сада.
В нашем дошкольном учреждении работает кружок «Дети и безопасность» Занятия в кружке направлены на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте, здесь знакомят детей с правилами дорожного движения, формируют у них навыки  правильного поведения на дороге, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Также нашим дошкольным учреждением заключен договор с КДЦ. Педагог дополнительного образования ведет в детском саду кружок по обучению детей танцам.
В целях углубления связи с природой наши дети посещают кружки на станции юных натуралистов «Юннатик», «Ребятам о зверятах». Здесь созданы условия для формирования и удовлетворения познавательного интереса, для развития экологической культуры детей. Занятия проводятся в форме игр – путешествий, КВН, викторин, конкурсов, исследовательских опытов, экотренингов, защиты экологических проектов.
Мы ведем тесную работу с родителями, рекомендуем и дальше развивать детей, проявляющих определенные способности, посещая различные секции, кружки в нашем городе. Так для, мальчика, проявлявшего творческие способности в художественной деятельности в нашем детском саду была организована выставка его работ, и приглашали телевиденье, о мальчике с незаурядными способностями был показан ролик, после чего он был приглашен в детскую школу искусств имени Л.А.Старкова. Мы стараемся следить за судьбой наших одаренных детей и после выпуска из детского сада. Таким образом, мы помогаем детям с признаками одаренности в нашем детском саду раскрыть и реализовать свои способности.
Литература:
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector