Нравственно-патриотическое воспитание

Автор: Рубанова Елена Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКДОУ «Заброденский детский сад № 3»

Населенный пункт: с.Заброды, Воронежская область

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание

Опубликовано: 25.10.2016 15:53

Получить свидетельство      Скачать материал


МКДОУ «Заброденский детский сад №3».
Рубанова Елена Сергеевна – воспитатель.
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию
«Родной свой край, люби и знай». 
МКДОУ «Заброденский детский сад № 3».
Рубанова Елена Сергеевна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
 
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле — каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
                                (В. Орлов)
 
 
 
 
 
 
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
•         воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
•         расширение представлений о городах России;
•         знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
•         развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
•         развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
•         формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
•         формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
•         формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип  проекта:  тематический.
Срок проекта:  долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица 
- Родной город 
- Страна, ее столица, символика 
- Права ребенка
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы
с детьми:
Беседы;
занятия;
 рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
 выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
 творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения, конкурсы;
 дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;  
 сочинение рассказов и сказок о семье;
создание мини-проектов;
с родителями.
Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
 анкетирование;
 дни открытых дверей;
Фотоконкурсы;
праздники;
 
 
 
 
 
 
 

 
Сентябрь
«Моя семья»
1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 Рисование на тему «Я и моя семья».
4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»
Октябрь
«Я люблю свой детский сад.
1 беседа на тему «Наши добрые дела»
2 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории
3 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
4 составление схемы «Я иду в свой детский сад»
5 Работа с родителями: собрание на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Ноябрь
«Я живу на земле Донской»
1 игра – путешествие «Я живу на земле Донской»
2 рассматривание картинок «Донской край»
3 беседа на тему «Красная книга области»
4 прогулка «Белая берёза под моим окном»
5 Работа с родителями: Консультация на тему «Мама, папа, я — дружная семья»
Декабрь
«Наша Родина – Россия»
1 беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2 дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»
3 беседа «Государственная символика России»
4 рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»
5 Работа с родителями: Конкурс «Золотой ключик к сердцу ребенка»(первый этап)
Январь
«Краса ненаглядная»
1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2 лепка дымковской игрушки «Свистулька»
3 рисование «Матрёшка»
4 беседа » С днем рождения Родной город»
5 Работа с родителями: Конкурс «Золотой ключик к сердцу ребенка» (второй этап)
 
Февраль
«День защитника Отечества»
1 беседа на тему «Нет — войне »
2 рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»
3 открытое занятие на тему : «Солдатом быть — Родине служить»
4 ручной труд : «Подарок для пап и дедушек»
5 Работа с родителями: конкурс армейских фотографий пап : «Есть такая профессия – Родину защищать».
6 Конкурс поделок на тему : «Военная техника»
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Портрет моей мамы»
4 чтение стихов о маме
5 Работа с родителями: праздник «Тепло материнского сердца»
Апрель
«Широк и могуч Дон — Батюшка».
1 беседа о реке Дон, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.
2 рисование на тему «Дон – Батюшка»
3 аппликация «Подводное царство»
4 беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»
5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми
Май
«Этот день победы»
1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»
2 экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
3 встреча с фронтовиком
4 ручной труд  «Изготовление книги о войне»
6 слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector