Рабочая программа инструктора физической культуры

Автор: Скатецкая Ирина Анатольевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»

Населенный пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Рабочая программа инструктора физической культуры

Опубликовано: 26.10.2016 17:03

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Приказом директора
от 26.08.2015г. протокол № 1 от 26.08.2015г. № 127

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ручеёк»

(МАДОУ «Ручеёк»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Вид программы: адаптированная
Возраст детей: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год

Инструктор по физической культуре:
Скатецкая Ирина Анатольевна,
1 квалификационная категория

г. Новый Уренгой
2015г.

Содержание
стр.
• Целевой раздел
3
• 1.1. Пояснительная записка
3
• 1.2. Цель и задачи рабочей программы
3
• 1.3. Принципы обучения
4
1.4. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
5
1.5. Характеристика особенностей физического развития детей с ОВЗ
5
1.5.1. Характеристика особенностей физического развития детей со зрительными нарушениями
6
1.5.2. Характеристика особенностей физического развития детей с ДЦП
6
1.5.3. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха
6
1.6. Индивидуальные особенности физического развития детей ДОУ
7
1.7. Планируемые результаты освоения программы
8
2. Организационный раздел
11
2. 1. Организация образовательной деятельности по физическому развитию
11
2.2. Организация режима двигательной активности
11
2.3. Формы, методы и приёмы, структура занятий, средства обучения
12
2.4. Традиции
16
2.5. Материально-технические условия
17
2.6. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала.
19
3. Содержательный раздел
21
3.1. Реализация регионального компонента
21
3.2. Реализация компонента ДОУ: коррекционно-развивающая направленность физического развития детей с ОВЗ
21
3.3. Взаимодействие с родителями воспитанников
23
3.4. Календарно-тематическое планирование специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию
24
3.4.1. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
25
3.4.2. Средняя группа (от 4 до 5 лет)
33
3.4.3. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
43
3.4.4. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
55
3.4.5. Календарное планирование занятий на прогулке. Старшая группа
71
3.6.6. Календарное планирование занятий на прогулке. Подготовительная группа
81
Приложения:

1. Особенности физического развития детей с нарушением зрения
90
2. Особенности физического развития детей с ДЦП.
92
3. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха
93
4. Медицинские группы детей
94
5. Схема распределения детей по группам здоровья
95
6. Оценка физического развития детей по антропометрическим показателям
96
7. Анализ динамики показателей физической подготовленности детей 4-7 лет
99
8. Задания для оценки уровня физической подготовленности 4-7 лет
100
9. Характеристика физических качеств
101
10. Оценка физического развития детей 3 – 4 лет
101
11. Диагностическая методика выявления физических способностей и навыков детей 3-4лет
102
12. Карта возрастных показателей физического развития детей 4-7 лет
103
13. План взаимодействия с родителями
104
14. Анкета для родителей
106
15. Методическое обеспечение
107

I. Целевой раздел
Здоровые дети – это основа жизни всего человеческого общества. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, является физическая культура. Правильная организация деятельности по физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.

• Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, основной образовательной программой ДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
— «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
— Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 (с изменениями на 28 июня 2014 года), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124.
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса по физическому развитию детей 3-7 лет.
Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию рассчитанному на один учебный год – 36 недель, с 7 сентября по 31 мая. Цикл занятий включает в себя 108 занятий в год (3 раза в неделю) для всех возрастных групп.
Срок освоения программы: 4 года.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере необходимости.

• 1.2. Цели и задачи рабочей программы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 3-7 лет.
Задачи:
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
• Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
• Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
• Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
• Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, физическом, эмоциональном и социальном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание  атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности;
• вариативность использования образовательного материала, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детской деятельности;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в физическом развитии детей;
• соблюдение баланса физических нагрузок.

1.3. Принципы обучения
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и строится на принципах и подходах в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, основной образовательной программой ДОУ, Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Принцип систематичности. Занятия физической культурой должны проводиться регулярно, в определенной системе, т.к. регулярные занятия дают больший эффект, чем эпизодические.
Принцип доступности. Упражнения и задания, а также физическая нагрузка должны быть доступны детям.
Принцип активности. Разнообразие занятий, повышение активности детей за счет включения в образовательный процесс игровых элементов, что будет делать процесс обучения интересным.
Принцип наглядности. Объяснение, сопровождающееся показом упражнений, а также применение наглядных пособий – рисунков, плакатов и т. д.
Принцип последовательности и постепенности. Простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

1.4. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста
Занятия в спортивном зале и на свежем воздухе благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Характеристика возрастных особенностей физического развития детей дошкольного возраста представлена в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3-4 года

• ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
• ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
• прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
• бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
• принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
• выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
• управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.
4-5 лет

• позитивные изменения крупной и мелкой моторики;
• развиваются координация движений и ловкость;
• удерживает равновесие;
• перешагивает через небольшие преграды;
• нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку;
• определяет предметы в мешке на ощупь;
• прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну;
• подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
5-6 лет

• ходит на пятках, носках, на тыльной стороне стопы, с высоко поднятыми коленями, широкими, приставными шагами, изменяет темп и направление ходьбы;
• бегает в разных направлениях и темпе;
• чередует движения между собой;
• ловит, бросает, отбивает, перебрасывает, забрасывает мяч;
• прыгает на двух ногах на одном месте, с продвижением вперед, назад, в стороны, в высоту, в длину, через препятствия;
• прыгает на одной ноге, со сменой ног;
• спрыгивает с высоты;
• ползает разными способами;
• выполняет элементы спортивных игр, например, бадминтон, футбол, фигурное катание и т.д.
6-7 лет
• движения точные и скоординированные, формируются навыки самоорганизации и взаимоконтроля, проявляет волевые усилия при выполнении задания, становится важен результат;
• устанавливается правильная осанка при движении, может быстро бегать и ходить, прыгать в высоту и длину, бросать мяч в кольцо, лазать по деревьям.

1.5. Характеристика особенностей физического развития детей с ОВЗ
У детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные здоровым детям. Наиболее общие закономерности развития нормального ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи – в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).

1.5.1 Характеристика особенностей физического развития детей, имеющих нарушение зрения.
Детям с нарушением зрения свойственны:
— нескладность, нескоординированность движений, их нечеткость и несогласованность,
-сложно регулировать свое внешнее поведение, не понимает свое положение в пространстве, затруднен в самостоятельных передвижениях,
-затрудненность пространственной ориентировки, из-за несформированность пространственных представлений
-нарушение формирования точности, скорости, координации движений, равновесия, чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий,
— узость обзора, нарушение стереоскопии, смешение формы действия,
— фрагментарность, пропуски деталей техники движений,
— снижение двигательной активности ребёнка,
-появление вторичных отклонений — нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника, иногда нарушение всей схемы тела. (приложение 1)

1.5.2. Характеристика особенностей физического развития детей с ДЦП.
Основным проявлением двигательных нарушений у детей с ДЦП бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.
Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.
Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног. Отмечаются трудности при выполнении упражнений с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным. Кроме того, отмечается сильное снижение активности, инертность, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т.д. (приложение 2)

1.5.3. Характеристика особенностей физического развития детей с нарушением слуха.
Исследования физического и моторного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха выявили некоторые особенности физического развития, связанные со снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.
Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых.
Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности движений. По данным А.А. Коржовой слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия.
Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.
Физическое развитие дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких детей отмечается более низкие показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.
Для дошкольников характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.
В процессе работы по физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушенным слухом
Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии, формировании, движений, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке. Поэтому наряду с общими задачами, характерные для массового дошкольного учреждения, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействуют преодолению отставании и коррекции имеющихся дефектов. У таких детей отмечается предрасположенность к развитию плоскостопия.
Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие. Она лишает глухого ребенка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающее дыхание, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т.п.)
Наибольший ущерб развитию этих детей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средство общения, средство познания окружающего мира, орудия мышления, поэтому главная компенсаторная задача — научить глухого ребёнка пониманию и воспроизведению речи, (приложение 3)

1.6. Индивидуальные особенности физического развития детей ДОУ

Возрастная
группа

Количество детей
Зрительная
нагрузка
Физкультурная группа*
Группа здоровья

1
2
3
4
5
6
7
ЗОР
1
2
3
1
2
3
4
2 младшая группа № 5
19

2

17

1

2 младшая группа № 11
19
1
4

14
2

2

Средняя группа № 9
18
1
7

10

1

3
1
Средняя группа № 4
18

2

1
5
10
2

1
1
Старшая группа № 7
17

3
3

1
10
1

2

3

Старшая группа № 2
16

2

5
9

Подготовительная группа № 8
19

1
3

4
11

1

2

Подготовительная группа № 10
19

1
4

4
11

1

Всего:
144
2
13

7
12
1
19
92
6

4

13
2
*1- подготовительная, 2 – основная, 3 – специальная, ЛФК. (приложение 4)
В связи с тем, что ЛФК с детьми не проводится, т.к. нет специалиста, то дети данной группы охвачены индивидуальной работой по развитию физических качеств.

Количество детей имеющих заболевания:

Возрастная
группа
Количество детей
ЖКТ
Ожирение
Отопический дерматит
Гиперактив-ность
Анемия
Нарушение осанки
ПВ стопа
Грыжа
ДЦП
Дефицит веса
Пиелонефрит
Аномалии сердца
Нарушение зрения
Нарушение речи
2 младшая группа № 5

1

1
6
1
1
1
1
2
2
1
2 младшая группа № 11

2
2
1

1
3
5

Средняя группа № 9

1

1
1
4

3

3
8
14
Средняя группа № 4

1

5
1

1
8
3
Старшая группа № 7

1

2
1

2

1

1
7
3
Старшая группа № 2

4

2
7
7
Подготовительная группа № 8

1
1
2

8
7
Подготовительная группа № 10

1
1

2
3

1
9
10
Всего:

3
2
1
2
3
7
28
3
1
5
2
13
54
45

1.7. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
— ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении упражнений;
— ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
— ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и желания других; сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя; разрешать конфликты, возникающие в процессе двигательной деятельности;
— ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в активной двигательной деятельности; к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в двигательной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
— ребёнок обладает развитым воображением, и прежде всего в игре (вхождение в образ); элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам игры; установкой положительного отношения к сверстникам, другим людям и самому себе;
— ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе занятий физической культуры.

Система оценки результатов освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
• аттестацию педагогических кадров;
• оценку качества образования;
• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

Особенности проведения педагогического мониторинга
Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга физического развития в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности. Инструментарием для проведения мониторинга являются следующие методы диагностики:

Методы диагностики
Показатели
Оценка
Возраст
Время проведения

• Антропометрия
(совместно с медсестрой)
Рост:
мальчики
девочки

Приложение 6

4 – 7 лет
В начале образовательного периода (октябрь)
и в конце (апрель)

Вес:
мальчики
девочки

Приложение 6

4 – 7 лет
В начале образовательного периода (октябрь)
и в конце (апрель)
2. Комплекс двигательных заданий, определяющих уровень развития физических качеств*

Уровень развития физических качеств

Приложение 7

4 – 7 лет
В начале образовательного периода (октябрь)
и в конце
(апрель)
3. Комплекс двигательных заданий, определяющих форсированность необходимых навыков и умений
Ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, равновесие, метание,
ловля мяча, спортивные упражнения
Приложение 8

Соответствие возрастным требованиям, замедленное или ускоренное развитие
3 – 7 лет
В конце образовательного периода (апрель). По индивидуальным показаниям – в начале образовательного периода
*Индивидуальный подход к выбору двигательных заданий с учётом медицинских рекомендаций

Данные мониторинга заносятся в карты индивидуального развития (приложение 5), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы роста каждого ребенка в ходе физического воспитания.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования, т. е. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, коррекции особенностей его развития;
2) оптимизации работы с группой детей.

Оценка физического развития детей 3 – 4 лет
Критерием оценки является измерение морфометрических показателей, а именно: длина и масса тела.
Длина тела – наиболее стабильный показатель, генетически детерминированный, характеризующий состояние пластических процессов в организме детей. Рост служит одним из критериев соматической зрелости.
Рост измеряется ростомером в сантиметрах.
Масса тела – отражает степень развития костной, мышечной, жировой тканей и внутренних органов, зависит от генетических предпосылок, определяющих конституционные особенности, так и от факторов внешней среды, а так же от образа жизни и двигательной активности.
Определение веса тела осуществляется на медицинских весах с точностью до 50 г.
(приложение 6)
Диагностическая методика выявления физических способностей и навыков детей 3-4 лет. (приложение 7)
Характеристика физических качеств (приложение 8)

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Организация образовательной деятельности по физическому развитию
Образовательная нагрузка в группе распределяется следующим образом (СанПиН 2.4.1.3049-13):

Возрастая группа
Продолжительность
непрерывной
образовательной
деятельности
Максимально допустимый объем образовательной деятельности
1 младшая группа
(дети до 3-х лет)

не более 8-10 минут
в первую половину дня не превышает 30 минут и во вторую половину дня
в младшей группе
(дети 4-го года жизни)
не более 15 минут
в первую половину дня не превышает 30 минут
в средней группе
(дети 5-го года жизни)
не более 20 минут
в первую половину дня не превышает 40 минут
в старшей группе
(дети 6-го года жизни)
не более 25 минут
в первой половине дня не превышает 45 мин и во вторую половину дня не более 25 минут
в подготовительной
(дети 7-го года жизни)
не более 30 минут
в первой половине дня не превышает 1,5 часа и во вторую половину дня не более 30 минут

Реализация программных задач осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности (фронтально).

№ п/п

Возрастная группа
Ко-во занятий в неделю /в год время
Ко-во занятий в мес/год
1
2 младшие группы № 5
№11
3/45’/27
3/45’/27
12/111
2
Средние группы № 9
№ 4
3/60’/36
3/60’/36
12/111
3
Старшие группы № 7
№ 2
3/60’/36
3/65’/39
12/111
4
Подготовительные №10
группы № 8
3/90’/54
3/80’/48
12/111

Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе (при благоприятных погодных условиях). Занятия проводятся при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
  Закаливание детей на занятиях по физической культуре включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная двигательная активность детей во время занятия, правильно подобранная спортивная одежде в помещении и на открытом воздухе, соблюдение объема образовательной нагрузки.

2.2. Организация режима двигательной активности

Формы
работы
Виды
занятий
Количество и длительность занятий (в мин.)
в зависимости от возраста детей

3 — 4
4 — 5
5 — 6
6 — 7
Физкультурные
занятия
а) в помещении

2 раза в неделю
15 — 20
2 раза в неделю
10 — 25
2 раза в неделю
25 — 30
2 раза в неделю
30 — 35

б) на улице
1 раз в неделю
15 — 20
1 раз в неделю
10 — 25
1 раз в неделю
25 — 30
1 раз в неделю
30 — 35
Активный отдых
а) физкультурный досуг
1 раз в месяц
20
1 раз в месяц
20
1 раз в месяц
30 — 40
1 раз в месяц
40

б) физкультурный
праздник


2 раза в год
до 40 мин.
2 раза в год
до 60 мин.
2 раза в год
до 60 мин.

в) день здоровья
1 раз в квартал
1 раз в квартал
1 раз в квартал
1 раз в квартал

2.3. Формы, методы и приёмы, структура занятий, средства обучения
Одной из форм двигательной активности детей являются занятия физической культурой в спортивном зале и на свежем воздухе.
Формы обучения применяются в структуре основного занятия по физической культуре
• Занятие тренировочного типа (элементы). Направлены на развитие двигательных функциональных возможностей детей. Тренировочные занятия включают комплекс общеразвивающих упражнений с использованием упражнений на спортивных комплексах, где дети выполняют такие движения, как лазанье по веревочной лестнице, шведской стенке.
• Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом.
• Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала.
• Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом).
• Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности.
• Контрольно-проверочные занятия. Выявление состояния двигательных умений и навыков у детей в основных видах движений (бег на скорость на I0 м с хода, прыжки в длину с места, метание мешочка вдаль, бросание мяча вверх и ловля его, бросание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками и т.д.)

Методы и приёмы обучения:
Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на три группы:
• методы слухового восприятия
• методы зрительного восприятия
• метод двигательного восприятия
Методы слухового восприятия основываются на использовании педагогом слова. Они активизируют мышление ребёнка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных представлений о движении. Через слово ребёнок получает новые знания, понятия, что во многом определяет его отношение к занятиям физическими упражнениями в целом и к изучаемому упражнению в частности. Педагог имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражает содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ребёнка.
В работе с детьми применяют звуковой метод: учат ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, поскольку им приходится часто пользоваться слуховым анализатором. Необходимо помочь детям преодолеть страх перед пространством, выработать осанку, походку, развивать осязание, гибкость пальцев руки, точность их движений. Способы подачи звуковых сигналов разнообразны: бубен, хлопки, свисток, погремушки.
Методы зрительного восприятия.
Методы данной группы обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, выполняемое педагогом или другим ребёнком, а так же с использованием наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.
Демонстрация наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии).
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время.
Методы: рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, указание (или распоряжение), оценка, команда, подсчёт.
Методы двигательного восприятия
Игровые упражнения и подвижные игры способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается чистота пульса, углубляется дыхание. В процессе обучения детей движениям используется индивидуальный подход и метод совместного выполнения упражнений с ребёнком в соответствии с уровнем его развития. При этом выполняемые действия сопровождаются словесным объяснением.
Контактный метод, так как с его помощью ребёнок более полно представляет себе выполнение двигательного действия. Контактный метод включает в себя: пассивный метод, когда педагог, взяв его руки, выполняет движения вместе с ним; активный метод, когда ребёнок осязает положение частей тела партнёра или педагога.
Приёмы:
• Наглядные:
— наглядно – зрительные приёмы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и фотооборудования, зрительные ориентиры);
— тактильно – мышечные приёмы (непосредственная помощь инструктора);
• Словесные:
— объяснения, пояснения, указания;
— подача команд, распоряжений, сигналов;
— вопросы детям и поиск ответов;
— образный сюжетный рассказ, беседа;
— словесная инструкция.
• Практические:
— выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
— выполнение упражнений в игровой форме;
Выполнение упражнений в соревновательной форме;
— самостоятельное выполнение упражнений на модулях и спортивном оборудовании в свободной игре.
При работе с детьми, имеющими ДЦП, необходимо стимулировать двигательные функции через:
— увлекательные для ребёнка игр

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector