Творческий проект: «Времена года»

Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МАДОУ «Мальвина»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Творческий проект: «Времена года»

Опубликовано: 29.10.2016 11:23

Получить свидетельство      Скачать материал


“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства” (К. Глюк)
ПРОЕКТ
«Времена года» П.И.Чайковского»

Вид проекта: творческий.
Участники: музыкальный руководитель и дети.
Возраст: 6-7 лет.
Срок реализации: учебный год
Цель проекта: Приобщение дошкольников к классической музыке, знакомство с русской культурой и, в частности, с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского.
Задачи проекта:
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
3. Приобщение к музыкальной культуре.
4. Формирование потребности в восприятии музыки.
5. Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствовование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развитие познавательных и творческих способностей.
7. Способствование развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
8. Обогащение словаря.
9. Развитие желания пользоваться специальной терминологией.
Содержание проекта:
1. Приобщение дошкольников к русской классической музыке, в частности – произведению П.И.Чайковского «Времена года».
2. Формирование умения классифицировать музыку:
а) в исполнении одного музыкального инструмента
б) в исполнении оркестра
3. Знакомство с оркестром.
4. Формирование умения классифицировать оркестры:
а) симфонический;
б) русских народных инструментов;
в) духовой и др.
5. Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.
6. Формирование умения классифицировать инструменты симфонического оркестра на группы:
а) ударные;
б) духовые;
в) струнные.
8. Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра.
Основные направления работы с детьми.
1. Организованные формы обучения в процессе образовательной музыкальной деятельности.
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсии в Ноябрьскую детскую школу искусств им. П.И.Чайковского
5. Развитие речи.
6. Художественная литература.
7. Изобразительная деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Уголок музыкальной деятельности во всех возрастных группах.
2. Музыкальная фонотека классической музыки; записи произведения «Времена года» П.И.Чайковского в исполнении различных оркестров (симфонический, камерного, русских народных инструментов) и отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, баян).
3. Наглядный материал: слайды, иллюстрации, презентации.
6. Технические средства: мультимедиа, музыкальный центр, компьютер, видео-, аудиозаписи.
7. Сотрудничество с Ноябрьской детской школой искусств
им. П.И.Чайковского.
Методическое сопровождение проекта.
1. Конспекты образовательной деятельности, бесед, музыкальных праздников, развлечений.
2. Информационный материал для родителей.
3. Фонотека.
4. Подборка музыкальных загадок.
5. Подборка художественного слова о музыке.
6. Слайды, иллюстрации (портреты композиторов, музыкальные инструменты, виды оркестров, картины русских художников о временах года).
7. Видеотека (видеозаписи исполнения произведения «Времена года» П.И.Чайковского на различных музыкальных инструментах и в оркестре)
Ожидаемые результаты.
1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.
3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
4. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
5. Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.
Контроль и оценка эффективности проекта.
Диагностика.

Этапы работы:
I этап: Цель – вызвать интерес к русской классической музыке и творчеству П.И.Чайковского, а так же к теме проекта у всех участников педагогического процесса через формы работы: обсуждение проекта с воспитателями, специалистами и родителями, составление плана-схемы проекта.
II этап: Подбор информации, литературы, дополнительного материала (видео- и аудиозаписей, иллюстрации картин, подготовка презентаций).
III этап: Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
IV этап: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, итоги музыкальной викторины, презентация проекта, награждение.

План реализации проекта: 

Подготовительный этап
• Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.
• Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач.
• Разработка плана мероприятий.
Основной этап


Тема

Форма проведения

Материальное обеспечение
Сентябрь
«Охота»
Беседа о П.И.Чайковском (детство композитора)
Фотографии, портреты композитора, картины русских художников с изображением охоты.
Аудиозаписи.

Беседа о фортепианном альбоме композитора «Времена года»
Фотографии, портреты композитора, картины с изображением охоты.
Аудиозаписи.

Октябрь
«Осенняя песнь»
Беседа об осени. Интегративная НОД
«Осенняя пора, очей очарованье…»
Картины русских художников об осени. Видеофильм на музыку «Осенней песни» П.И.Чайковского (фотографии осенней природы севера).

Развлечение «Осень в гости просим»
Оформление музыкального зала, подготовка атрибутов, костюмов к развлечению.
Ноябрь
«На тройке»
Беседа «Симфонический оркестр».
Прослушивание пьесы «На тройке» в исполнении симфонического оркестра.
Презентация «Симфонический оркестр»

Знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра.

Презентация «Симфонический оркестр. Инструменты»
Декабрь
«Святки»
Развлечение
«Зимние забавы»
Оформление музыкального зала, подготовка атрибутов, костюмов к развлечению.

Новогодний утренник. Использование музыки Чайковского в процессе подготовки и проведения утренника для танцев детей и сказочных героев.
Картины русских художников о зиме. Видеофильм на музыку П.И.Чайковского «Святки» (фотографии зимней природы севера).

Январь
«У камелька»
«Музыкальная гостиная»
Слушание музыкальной пьесы в фортепианном исполнении учеников Детской школы искусств.

Произведения из «Детского альбома» в исполнении на разнообразных музыкальных инструментах
(скрипка, фортепиано, домбра, виолончель)

Беседа «Русские музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов».
Презентация «Русские музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов».

Февраль
«Масленица»
Слушание музыкальной пьесы в фортепианном и оркестровой исполнении (оркестр русских народных инструментов).

Презентация «Русские музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов» (продолжение).

Развлечение «Встречаем масленицу»

Оформление музыкального зала, подготовка атрибутов, костюмов к развлечению.

Март
«Песня жаворонка»
Слушание музыкальной пьесы в фортепианном и оркестровой исполнении (симфонический оркестр).

Аудиозаписи, слайды с изображением картин русских художников о весне.

Интегративная НОД «Поет, поет соловушка»
Презентация «Птицы русских лесов и полей».
Аудиозаписи голосов певчих птиц.

Апрель
«Подснежник»
Слушание музыкальной пьесы в исполнении трио «Русские мотивы».

Видеофильм «Весна северного края».

Развлечение «Весна пришла»
Оформление музыкального зала, подготовка атрибутов, костюмов к развлечению.

Май
«Белые ночи»
Слушание музыкальной пьесы в исполнении симфонического оркестра.

Аудиозаписи, слайды с изображением картин русских художников о весенней природе севера.

Развлечение «Музыкальная игра «Угадай мелодию».
Оформление музыкального зала, подготовка атрибутов, костюмов к развлечению

Взаимодействие с семьями воспитанников
• Организация фонотеки классической музыки, в том числе произведений П.И.Чайковского.
• Совместная творческая деятельность по изготовлению атрибутов и костюмов к развлечениям и праздникам.
• Составление памяток для родителей «Как слушать и слышать классическую музыку с детьми?», «Как привить ребенку интерес к классической музыке?», «Какие вопросы задавать ребенку после прослушивания музыкальных произведений?».
• Консультативно-просветительская работа.
• Организация фотовыставки «Мы знакомимся с альбомом «Времена года» П.И.Чайковского».

Заключительный этап
• Анализ проектной деятельности. 
• Презентация проекта в форме игры «Угадай мелодию»
• Подведение итогов. Награждение дипломами.

Литература
1. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание детей».
2. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов».
3. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева «Воспитание музыкой».
5. Н. Колосова «Здравствуй, музыка!»
7. Г. Левашова «Второе рождение музыки».
10. Н. А. Метлов «Музыка – детям».
11. Т. А. Ракитянская «Воспитание звуком».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector