Развиваем речь играя в подвижные игры

Автор: Бондарева Светлана Викторовна

Должность: Руководитель физического воспитания

Учреждение: МДОУ Игнатовский детский сад «Колокольчик»

Населенный пункт: р.п. Игнатовка, Майнский район, Ульяновская область

Тема: Развиваем речь играя в подвижные игры

Опубликовано: 29.10.2016 22:17

Получить свидетельство      Скачать материал


МДОУ Игнатовский детский сад «Колокольчик»

«Развиваем речь, играя в подвижные игры»
(методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Ульяновск
2016

Автор – Бондарева С.В.
Научный руководитель- Кузнецова А.Б.
Рецензент – Кошкарова Е.Г.

Методический сборник предназначен для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей физического воспитания в целях оказания методической поддержки, направленной на установление интеграции речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач: сохранение здоровья ребенка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В организованной совместной образовательной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер. Поэтому в основе взаимодействия выделенных Федеральными государственными образовательными стандартами пяти образовательных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие) лежит принцип интеграции.
Вопросами развития речи и ее связи с другими видами деятельности занимались многие ученые (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев,  И.М. Шанский, Б.Н. Головин, О.М. Дьяченко, Скорлупова О.А., Федина Н.В. и т.д.), но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа по взаимодействию речи с другими образовательными областями проходит чаще всего формально.
Особое значение имеет взаимодействие ОО Речевое развитие и ОО Физическое развитие. Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (исследования М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко, Е.Н. Исенина). Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Но в литературе в основном раскрывается значение развития мелкой моторики, движений пальцев руки в развитии речи, а вопрос взаимодействия речи и основных движений освещен недостаточно. Речевая активность детей, как правило, в подвижной игре сводится к минимуму, т.к. инициативу полностью забирает воспитатель.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных игр (способствовать развитию словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры речи и на их основе развитию связной речи – диалогической и монологической). Учитывая, что ведущей задачей речевого развития является развитие связной речи — окончательная цель предлагаемого материала – научить детей объяснять содержание знакомой подвижной игры, соблюдая самостоятельность, последовательность, связность, развернутость, отсутствие необоснованных пауз, проявляя достаточную силу голоса и при необходимости – выразительность интонации. Акцентирование внимания на данных задачах не означает, что задачи по развитию основных движений и физических качеств уходят на второй план. При проведении подвижных игр интеграция ОО Речевое развитие и ОО Физическое развитие происходит на равных, партнерских основаниях.
Как показывает практика, речевая деятельность при организации подвижных игр остается на пассивном уровне: дети слушают, как надо играть, иногда произносят стихотворный текст, если он есть в игре, могут вспомнить правила. Вспоминая же содержание игры, делают это не связно, нарушая последовательность, допускают длинные паузы, выкрикивания. Нет самостоятельности. Поэтому воспитателю легче самой напомнить содержание игры в целях экономии времени.
В предлагаемом пособии в конспектах проведения подвижных игр представлен образец объяснения игры, данный взрослым, закрепление содержания игры с помощью вопросов (сразу или при повторной организации игры) и только затем самостоятельное объяснение детьми с опорой на схему (один из приемов обучения рассказыванию) см. приложение. При введении схемы первично рассматриваются ее символы, уточняются знания об их значении и дается образец рассказа по схеме и только потом дети делают это самостоятельно. Если на первых этапах обучения важно, чтобы дети сопровождали взором схему, то идеальный конечный результат – переход схемы во внутренний план, ребенок запоминает и понимает ее и рассказывает самостоятельно.
В сборник также вошли образцы планирования подвижной игры в календарном плане. Необходимость данного планирования связано с тем, что воспитатели часто допускают ошибки при планировании, делают это формально, нет конкретики, опускается результат игры. Надеемся, что предлагаемые образцы помогут воспитателям грамотно оформлять данный вид работы.
Практический материал дополнен подборкой считалок, закличек на игру.
Будем рады, если данный методический материал поможет вам в организации подвижной игры и использовании ее не только как средства развития основных движений и физических качеств, но и для развития речи.
Желаем Вам успехов!

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка
• Перспективное планирование подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста________________________________1 стр.
• Описание подвижных игр (конспекты, образцы планирования в календарном плане для воспитателей)___________________15 стр.
• Схема для составления детьми рассказа – объяснения содержания знакомой подвижной игры____________________________74 стр.
• Алгоритм проведения новой подвижной игры____________75 стр.
• Таблица «Формы речевой работы с детьми»______________77 стр.
• Картотека по использованию речевого материала при организации подвижных игр _____________________________________86 стр.

Перспективный план подвижных игр в старшей группе

Месяц

п/п
Название игры
Цель игры
Речевые задачи
Место в педагогическом процессе
сентябрь
1-2 неделя

1.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»

Развивать быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге с увертыванием. Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку.

Учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя. Затем самостоятельно с опорой на схему. Активизировать словарь: ловишка, сорвать, победитель, бежать быстро, увертываться.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры – сначала под руководством воспитателя, далее самостоятельная игра детей по их собственному желанию)

3-4 неделя

2

Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.

Учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Активизировать словарь: бегать, скакать. догнать, убегать, перебежать, бежать быстро, увертываться.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)
октябрь
1 – 2 неделя

3.

Подвижная игра «Мышеловка»

Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Развивать у детей внимание, наблюдательность, координацию движения.

Продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко. Активизировать словарь: бегать, подлезать, приседать, построиться, круг, надоели, плутовки, мышеловка, перебегать быстро.
1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

Октябрь.
3 – 4 неделя.

4

Подвижная игра «Гуси — лебеди».

Упражнять в беге с увертыванием.

Продолжать учить детей объяснять содержание и правила игры самостоятельно, последовательно, сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко. Активизировать словарь: ходят, летают, быстро, изображая, берегите, поймать, логово, гуси, пастух, волк.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

ноябрь

1 – 2 неделя

5.

«Медведь и пчелы»

Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку, развивать ловкость, быстроту.
Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Продолжать учить детей объяснять содержание и правила игры самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить звук «Ж» громко и четко. протяжно. Активизировать словарь: гимнастическая стенка (или скамейка), слезать, залезать, спрыгивать, хвататься, держаться крепко, убегать.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3 -4 неделя
6.
«Свободное место»
Учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции
Продолжать учить детей объяснять содержание и правила игры самостоятельно, с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко.
Активизировать словарь: выбирается, пришел, стоящий, бежим, постучу, бегут, опоздавший.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

декабрь
1-2неделя

7
«Два Мороза»

Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле.

Развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умения оценивать её грамматическую правильность, последовательность, выразительность, желания говорить грамотно.
Активизировать словарь: мороз, синий, красный, нос, начинать, играющие, площадка, бежать, ловить, действовать, говорить, заморозить, коснуться.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя

8
«Снежная баба»

Развивать двигательную активность
Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко.
Развивать связную речь: умение объяснять содержание игры последовательно, грамотно.
Активизировать словарь: притоптывая, бежать, идти, поймает, пугать, дремлет, стоит, идет.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)
2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры,
самостоятельная деятельность детей)

январь
1-2 неделя

9
«Гори, гори ясно»

Развивать быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге в разном направлении.

Развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умения оценивать её грамматическую правильность, последовательность, выразительность, желания говорить грамотно;
— развивать произвольность темпа речи, силы голоса. Словарь: «горящий», летят, звенят, погасло, поднимают, проходит, выбегай, играющие, бегающие, ловит, встает, водит.
1.ОД«Физическое развитие»
(разучивание новой игры)

2.ОД«Физическое развитие»
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя
10
« Охотники и зайцы»

Упражнять в умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость и координацию движений.

Продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала от лица воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова считалки четко, достаточно громко.
Активизировать словарь: зайцы, охотник, норка, мяч, лесок, бросает, прыгают, бежать, прятаться.
1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)
февраль
1-2 неделя
11
«Быстрее по местам»

Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова достаточно громко и четко.
Активизировать словарь: бежать, подпрыгивать, ходьба, кегля, место, круг, площадка.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя
12
«Поменяй предмет»

 Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. наблюдательность, активность, инициативу.

Речевые задачи: продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно, тем самым пополняя словарный запас детей.
Активизировать словарь: бежать, передать, оббежать, змейка, мяч, кубик, кегли, действие, финиш, команда, придумать, правила.
1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

март
1-2 неделя
13
«Сделай фигуру»

Развивать у детей равновесие, ловкость; упражнять в ходьбе и беге по кругу, подскоками.

Речевые задачи: продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова считалки четко, достаточно громко.
Активизировать словарь: бегать, прыгать, останавливаются, оценщик, бубен, фигуры, поза, равновесие.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя
14
«Хитрая лиса»

Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. Совершенствовать скоростно-силовые способности.

Речевые задачи: Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игру.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

апрель
1-2 неделя
15
«Космонавты»

Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

Речевые задачи: развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умения оценивать её грамматическую правильность, последовательность, выразительность, желания говорить грамотно.
Активизировать словарь: космонавты, ракеты, секрет, опоздавшие,бегут,приговаривать, встают, обручи, ходят.
1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя
16
«Карусели»

Упражнять в беге, ходьбе по кругу с ускорением и замедлением и построении в круг.
Речевые задачи: развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умения оценивать её грамматическую правильность, последовательность, выразительность, желания говорить грамотно.
Речевые задачи: развивать внимание к качеству речи окружающих и своей собственной, умения оценивать её грамматическую правильность, последовательность, выразительность, желания говорить грамотно.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

май
1-2 неделя
17
«Пожарные на ученье»

учить детей лазить по гимнастической стенке удобным способом, не пропуская реек и не спрыгивая. Развивать согласованную работу рук и ног, быстроту, ловкость.

Речевые задачи: продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно, тем самым пополняя словарный запас детей.
Активизировать словарь: пожарные, учения, бежать, залазить, слазить, передать, звонить, бубен, колокольчик.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

3-4 неделя
18
«Краски»
Учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу.

Речевые задачи: продолжать учить детей объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко.
Активизировать словарь: краски, покупатель, продавец, убегать, догонять, назвать, цвета.

1.ОД Физическое развитие
(разучивание новой игры)

2.ОД Физическое развитие
(закрепление игры)

3.ОД на прогулке
(усовершенствование игры, самостоятельная деятельность детей)

Описание подвижных игр.
• Подвижная игра «Ловишка, бери ленту»
П/и
О/д
Материал
Содержание
Правило
«Ловишка, бери ленту».
Бег с увертыванием
Ленточки,
свисток, ориентиры.
Ловишка должен за минуту сорвать как можно больше ленточек с игроков, бегающих в очерченном круге.
Игроки не должны удерживать ленту руками. Нельзя отталкивать ловишку, удерживать его. Ловишке запрещается хватать игроков руками.

Словарь: ловишка, бег, бежать, увертываться, срывать. Ленточка, быстрый (быстро), ловкий, внимательный, проиграл, правило.
Конспект подвижной игры «Ловишка, бери ленту»
Цель: упражнять в умении бегать с увертыванием, проявляя быстроту и ловкость.
Материал: свисток, разноцветные ленточки, мел
Ход игры:
Приглашаю закличкой к игре: « Звонкий смех звучит у нас, наши игры просто – класс!»
Предлагаю поиграть в игру
Сейчас мы поиграем в игру «Ловишка, бери ленту» Это игра называется так, потому что ведущий будет ловишкой, значит, он будет, что делать? Правильно, ловить и должен быть быстрым, ловким и внимательным. Его задача сорвать как можно больше ленточек с играющих. У остальных играющих сзади будут вот эти (показ) яркие ленточки, заправленные за пояс. Играющие будут убегать, увертываться от ловишки, не давать сорвать ленточку. Потом посчитаем, сколько ленточек сорвал ловишка за минуту (показываю часы) Бегать можно только в очерченном круге. Послушайте, какие правила в игре: ведущий — руками не дотрагивается до игроков, игроки – не держат ленточку. (закрепляю — Какие же правила в игре?) (выбираю считалкой водящего — ловишку)
Примечание: дети начинают играть по сигналу — свистку, по окончанию минуты подсчитываются вместе с детьми количество сорванных ленточек и выбирается следующий Ловишка. Игра повторяется 3-4 раза, затем дети привлекаются к оценке: Кто из ловишек самый быстрый? Кто из играющих самый ловкий, увертливый?

Образец записи в календарном плане:
Организовать детей на п/и «Ловишка, бери ленту!» . Заинтересовать закличкой «Звонкий смех звучит у нас, наши игры просто – класс!».
Цель: упражнять в умении бегать с увертыванием, проявляя быстроту и ловкость.
Речевые задачи: Учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя. затем самостоятельно с опорой на схему. Активизировать словарь: ловишка, сорвать, победитель, бежать быстро, увертываться.
Материал: ленточки на каждого ребенка, мел
Приемы руководства: объяснить содержание игры: бегать внутри очерченного круга, увертываться от ловишки, не давать сорвать ленточку. Правило: ведущий — руками не дотрагивается до игроков, игроки – не держат ленточку. Победитель тот, кто больше сорвет ленточек (проиграть 3-4 раза, привлечь детей к оценке самого быстрого ловишки и ловкого играющего).
PS – п/и повторяется несколько раз на прогулке . Каждый раз предлагается детям вспомнить содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя: Что нам нужно для игры? Что делают играющие? Что делает ловишка? Какие правила в этой игре? Как можно выбрать ловишку? Затем добиваться развернутого самостоятельного объяснения, которое следует оценить с точки зрения грамотности по содержанию и уровню связной речи. При объяснении использовать схему (Рисунок 1)
2.Подвижная игра «Мы веселые ребята»

П/и
О/д
Материал
Содержание
Правило
«Мы веселые ребята»
Бег по сигналу с увертыванием, по определенному направлению
Мел,
Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят текст, после слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, ловишка догоняет
Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.

Словарь: ловишка, бегать, скакать, догонять, веселые, ловить, поймать, перебежать, убегать, правило.
Конспект подвижной игры «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.
Материал: мелок.
Ход игры:
Приглашаю детей к игре закличкой «На игру вас приглашаю и улыбки обещаю!»
Предлагаю поиграть в подвижную игру «Мы веселые ребята»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы веселые ребята». Вы знаете, почему она так называется? Правильно, в игру играют веселые, ловкие, внимательные ребята. Мы должны выбрать ловишку. Как будем выбирать? Верно – считалкой, вспомните считалку, которую учили в группе (один из детей считалкой выбирает водящего). По сигналу вы, все дети, должны перебежать на другую сторону площадки, а ловишка вас будет ловить. Но сначала прокричим кричалку «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три — лови!» Давайте попробуем…
Послушайте правила игры: тот, до кого ловишка дотронулся, до пересечении черты, считается пойманным. Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови».
Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя.
Примечание: Игра повторяется 3-4 раза, затем дети привлекаются к оценке: Кто из играющих самый ловкий, увертливый?

Образец записи в календарном плане:
Организовать детей на игру «Мы веселые ребята» закличкой «Всех детей зову играть, будем дружбу укреплять!»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.
Речевые задачи: Учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя. затем самостоятельно с опорой на схему.
Активизировать словарь: бегать, скакать, догнать, убегать, перебежать, бежать быстро, увертываться.
Материал: мел
Приемы руководства: привлечь детей на игру, веселой закличкой, объяснить содержание игры: играющие стоят за чертой и по сигналу должны перебегать на другую сторону, за черту противоположной стороны. Ловишка находится сбоку от детей, на середине, между двумя линиями. Предложить детям хором произнести: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!»
Выделить правила: бежать можно только после слова «лови». Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. После 2-3 перебежек, производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка.
В ходе игры следить за соблюдением правил, за организованное начало произношения хоровых слов. В конце оценить, выделив вместе с детьми самых ловких детей.
PS – п/и повторяется несколько раз, на прогулке в течении недели, далее по желанию детей. Каждый раз предлагается детям вспомнить содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя: Что нам нужно для игры? (ориентиры или мел), Что делают играющие? Что делает ловишка? Какие правила в этой игре? Как можно выбрать ловишку? Затем добиваться развернутого самостоятельного объяснения, которое следует оценить с точки зрения грамотности по содержанию и уровню связной речи. При объяснении использовать схему (Рисунок 1)

3.Подвижная игра «Мышеловка»

П/и
О/д
Материал
Содержание
Правила
«Мышеловка»
Бег и приседании, построение в круг.
Маски мышек или медальки
Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, затем останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась.
Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась. Нельзя подлезать под руки.

Словарь: построение, приседать, ходьба, поднимать, выбегать, пойманные, роли, круг, правила.
Конспект подвижной игры «Мышеловка».
Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.
Материал: маски мышек.
Ход игры:
Приглашаю детей к игре «Мышеловка» веселой закличкой «Всех детей зову играть, будем дружбу укреплять!».
Ребята, сегодня мы будем играть в игру, которая называется «Мышеловка». Догадайтесь, почему игра, так называется? Кого вы будете изображать? Правильно, мышат. Мыши кого боятся? Конечно, кота, а еще они боятся попасть в мышеловку! Кто знает, почему мыши боятся попасть в мышеловку? Правильно, для мышат, это – гибель! Значит, мыши, какими должны быть? Верно, они должны быть – ловкими, быстрыми и смелыми. Предлагаю знакомой считалкой выбрать несколько мышей. Ребят, которых выбрали считалкой, мы отметим значками.
Остальные дети делают круг. Нужно будет идти по кругу, говорить слова хором: — «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». С последними словами нужно будет поднять сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее.
В этой игре есть правила (объясняю правила игры): по слову : «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнулась. Мышата, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер нашей мышеловки.
Примечание: дети заранее заучивают с воспитателем текст «Ах, как мыши надоели…», который проговаривают в ходе игры. Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.
Образец записи в календарном плане:
Организовать закличкой детей на п/и «Мышеловка».
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу.
Речевые задачи: продолжать учить объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко.
Активизировать словарь: бегать, подлезать, приседать, построиться, круг, надоели, плутовки, мышеловка, перебегать быстро.
Материал: маски с изображением мышат
Приемы руководства:
Объяснить содержание игры: сделать мышеловку, образовав круг и взявшись за руки, ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». С последними словами предложить детям остановиться, поднять сцепленные руки вверх, образовав ворота, а мышатам — вбегать в мышеловку и выбегать из нее. Внимательно слушать слова и выполнять соответствующие действия. Выделить правила: по слову : «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка захлопнулась. Мышата, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Объяснить: когда большая часть мышей поймана, можно поменяться ролями. В ходе игры осуществить контроль над исполнением правил, за точностью выполнения движений.
В конце оценить внимательность и быстроту реакции детей, изображающих мышеловку, быстроту и ловкость мышат, отметить самого ловкого мышонка.
PS – подвижная игра повторяется несколько раз, на ОД и на прогулке в течении недели, далее по желанию детей. Каждый раз предлагается детям вспомнить содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя: Как нужно играть в игру? Кого нам нужно выбрать? Как будем выбирать? Что должны делать играющие дети в мышеловке? Что делают мыши? Какие правила есть в игре? При повторении игры в следующие дни добиваться развернутого самостоятельного объяснения, которое следует оценить с точки зрения грамотности по содержанию и уровню связной речи. При объяснение использовать схему ( рисунок№1).

4.Подвижная игра «Гуси — лебеди».

П/и
О/д
Материал
Содержание
Правила
«Гуси — лебеди»
Бег с увертыванием.

Мел, обруч, маска волка, медальки гусей.
Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, волк старается поймать побольше гусей
Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Словарь: ходят, летают, быстро, изображая, берегите, поймать, логово, гуси, пастух, волк.

Конспект подвижной игры «Гуси – лебеди»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.
Материал: мел, обруч, маска волка, медальки гусей.
Ход игры:
Приглашаю закличкой к игре: «На игру всех приглашаю и улыбку обещаю !»
Предлагаю поиграть в игру. Сейчас мы поиграем в игру «Гуси — Лебеди» Это игра развивает выдержку, умению бегать и выполнять движения по сигналу. Я мелом проведу черту на одном конце зала — это будет дом для гусей, немного подальше положу обруч – это логово волка. Нам нужно считалкой выбрать пастуха и волка, остальные дети будут гусями. Кто из ребят считалкой будет выбирать волка и пастуха? (выбираю, одного из желающих). Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой.
Объясняю правила игры: гуси летят домой только после слов «…Только крылья берегите », а волк тут же выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей. Коснулся волк рукой – значит гусь пойман. Пойманных гусей волк уводит к себе.
Примечание: заранее заучивается текст, для данной игры. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается считалкой новый волк и пастух.
Образец записи в календарном плане:
Организовать детей на подвижную игру «Гуси-лебеди» закличкой: «На игру всех приглашаю и улыбку обещаю».
Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.
Речевые задачи: продолжать учить детей объяснять содержание и правила игры сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно с опорой на схему. Упражнять в умении произносить слова текста к игре четко, ритмично, достаточно громко.
Активизировать словарь: ходят, летают, быстро, изображая, берегите, поймать, логово, гуси, пастух, волк.
Материал: маска волка.

Приемы руководства:
Объяснить содержание игры: на одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место — «луг». Назначить пастуха, волка, остальным детям предложить роль гусей. Пастух будет выгонять гусей пастись на луг. Гуси должны ходить, летать по лугу. Напомнить слова пастуха и гусей: «Гуси, гуси».-: «Га-га-га». «Есть хотите?».- «Да-да-да». «Так летите»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector