Создание культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях инновационной площадки

Автор: Сафиуллина Татьяна Юрьевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №252 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Населенный пункт: пгт. Сибирцево, Черниговский район, Приморский край

Тема: Создание культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях инновационной площадки

Опубликовано: 03.11.2016 07:39

Получить свидетельство      Скачать материал


Создание культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях инновационной площадки
«Без целей нет достижений»
Р. Маккейн

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в развитии личности детей, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, появляется произвольность в поведении и собственных действиях. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество»[9].
Особое место в процессе становления личности дошкольника имеет дошкольное учреждение как особый социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном становлении детей. [9]
Новые требования к организации дошкольного учреждения, обусловлены появлением стандарта дошкольного образования, который можно обозначить как особый стандарт качества тех образовательных услуг, которые оказывает дошкольное учреждение. Он обозначил новые требования к образовательному процессу, ориентирует воспитателей к проектированию новых технологий, обновлению оборудования, повышению квалификации педагогов. Сегодня основной целью дошкольного образования является поддержка позитивной социализации дошкольника, развития его личности одним из путей оптимального решения поставленной цели является создание культурно-образовательной среды эффективной социализации дошкольников [9].
В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в условиях специально созданной среды обладающей всеми необходимыми требованиями для эффективной социализации становится особо актуальной на современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Именно поэтому в сентябре 2013 на базе нашего дошкольного образовательного учреждения была открыта инновационная площадка Школы педагогики ДВФУ по теме: «Создание культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях дошкольного учреждения».
Целью данного проекта является: создание среды эффективной социализации дошкольников.
Задачи проекта: создание среды эффективной
1.Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение ребенком культурных способов деятельности, уверенности в себе, активности и инициативности, творческих способностей, способностей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умений выражать с помощью речи свои мысли и желания, проявлять любознательность, склонностей наблюдать и экспериментировать, ставить и решать проблемы, позитивному отношения к окружающему миру (ФГОС ДО).
2. Организация педагогом событий, проживание которых ребенком приводит к позитивному эмоциональному отклику.
3.Создание пространства свободного общения и совместной деятельности детей и взрослых.
4. Освоение воспитателями современных образовательных технологий для достижения задач развития ребенка.
5.Развитие у педагогов способности создавать среду эффективной социализации ребенка.
Объект данного проекта: процесс обеспечения позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Предмет проекта: процесс создания культурно-образовательной среды эффективной социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Этапы реализации проекта:
1. Проектирование и создание среды, определение места каждого ребенка в ней
— Создание пространств среды эффективной социализации детей в
условиях дошкольного учреждения.
2. Сопровождение социализации ребенка:
• Оптимальное использование пространственной среды.
• Использование технологий использования среды для эффективной социализации ребенка (например, технология сотрудничества).
На первом подготовительном этапе проекта с сентября 2013 по август 2014 г. мы провели предварительную работу:
• Разработали программу совместной деятельности на инновационной площадке.
• Подготовили педагогов и специалистов к работе на инновационной площадке.
• Распределили обязанности участников инновационной площадки.
• Оценили возможности специалистов и воспитателей в реализации поставленных задач.
• Определили комплекс психодиагностических методик, ориентированных на выявление уровня развития социализации дошкольников и оценки возможностей культурно-образовательной среды социализации детей в группах дошкольного учреждения;
• Разработали и провели первичную оценку эффективности среды в социализации детей в группах дошкольного учреждения.
В декабре 2013 г. в дошкольном учреждении был проведен семинар по теме «Культурно-образовательная среды социализации детей дошкольного возраста». На семинаре были рассмотрены понятие социализация, сферы, в которых она осуществляется, понятие культурно-образовательная среда, факторы среды, влияющие на процесс социализации дошкольников, требования к организации среды эффективной социализации дошкольников.
В культурно-образовательной среде детского сада предлагалось организовать следующие пространства развития ребенка:
1. Исследовательское: обучение через открытие (эксперимент).
2. Коммуникативное: наличие диалога взрослого с ребенком и между детьми, разные точки зрения, их сопоставление;
3.Деятельностное: проектирование ребенком своей деятельности;
4. Оздоровительное: наличие образцов для становления здорового образа жизни, освоения норм и правил ( питания, движений, закаливания, полезных привычек)
5. Творческое: наличие творческих заданий, мастерских, создание новых проектов.
Между педагогами дошкольного учреждения были распределены темы для дальнейшей разработки:
-Сюжетно-ролевая игра как среда эффективной социализации дошкольника;
-Книга как среда эффективной социализации дошкольника;
-Познавательно-исследовательская деятельность как среда эффективной социализации дошкольника;
-Художественно-эстетическая деятельность как среда эффективной социализации дошкольника;
— Среда поселка как средство эффективной социализации дошкольника;
-Диалог как среда эффективной социализации дошкольника;
-Игра с правилами как среда эффективной социализации дошкольника.
В детском саду был организован круглый стол: «Роль среды в педагогической деятельности воспитателя по социализации дошкольника», семинар-практикум для педагогов ДОУ «Среда эффективной социализации дошкольников».
В настоящее время начался второй этап реализации инновационного проекта, основной целью которого является разработка проекта среды эффективной социализации дошкольника. Педагоги и специалисты прошли курсы повышения квалификации в Школе педагогики ДВФУ по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.
Инновационная деятельность нашего педагогического коллектива, перестраивает образовательный процесс детского сада, стимулирует педагогов к саморазвитию, меняет содержание культурно-образовательной среды развития ребенка. Показателями нового качества образовательного процесса в ДОУ, определяющими динамику его развития, должны стать такие характеристики, как формирование ключевых компетенций дошкольников (социальной, коммуникативной, информационной, деятельностной и здоровьесберегающей); повышение уровня личностного развития т.е., развитие социальной уверенности дошкольников; раскрытие способностей каждого воспитанника, создание условий для его саморазвития, а также повышение профессиональной компетентности, личностно-профессиональное развитие педагогов и их отношения к работе; повышение рейтинга образовательного учреждения в образовательной инфраструктуре района.
Список использованной литературы:
1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. (методическое пособие) — М.: ТЦ Сфера, — М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Микляева, Н.В.Инновация в детском саду. М., 2008.
5.Электронные ресурсы. Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/innovacionnaya-deyatelnost-v-dou.html
 6. Электронные ресурсы. Режим доступа: http://mocdo.mgogi.ru/index.php/13-vse-materialy/glavnaya/65-innovatsionnaya-deyatelnost-dou-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya Инновационная деятельность ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
7.Электронные ресурсы. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/518627/.
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
9.Электронные ресурсы. Режим доступа http://ipk.kuzedu.ru/dosh_obr/index.php?option=com_content&view=article&id=150:2012-04-06-07-05-18&catid=34:2011-09-06-07-27-21 Социализация детей в условиях дошкольного учреждения

Заведующий
Детским садом № 252 ОАО «РЖД» С.В.Любимова

Исполнитель:
старший воспитатель, Сафиуллина Т.Ю.
Тел./факс: (42351) 20-4-72, (42351) 20-9-28

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector