Симпозиум «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Автор: Воробьева Татьяна Викторовна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ЦРР — Усть — Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Населенный пункт: пгт. Усть — Баргузин, Республика Бурятия

Тема: Симпозиум «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Опубликовано: 09.11.2016 07:16

Получить свидетельство      Скачать материал


Симпозиум
«Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
Цель: обсуждение темы «Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, создания оздоровительного микросоциума в ДОУ»

План работы:
• Доклад «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» — Старший воспитатель Воробьева Т.В.
• Рекламная пауза «Бабушка и красная шапочка»
• Практическая консультация «Физическое развитие на занятиях по логоритмике» — учитель – логопед «Сокольникова Ю.Г.
• Практическая консультация «Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре» — воспитатель Алексеева С.Г.
• Рефликсивно – ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» (обсуждение проблем)
• Тренинг «Муха», «Клубок»

1. Доклад «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников» — Старший воспитатель Воробьева Т.В.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
                                                                                                                         В.А. Сухомлинский. 
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как
• Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
А так же Указами Президента России
• «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»   
• «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
        Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. 
      Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
       Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: 
      • занятия физкультурой, прогулки; 
      • рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание условий для полноценного сна; 
      • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды 
     • бережное отношение к окружающей среде, к природе 
     • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение 
различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно
      • формирование понятия «не вреди себе сам» 
       Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. На педагогическом совете медсестра __ сделает анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за прошлый год и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях во взаимодействии с воспитателями. А также мы представим программу разработанную совместно с медсестрой, управляющим советом и администрацией в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников нашего детского сада.
       Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
∙ приобщение детей к физической культуре;
∙ использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Стремление к комплексности понятно и оправдано, так как здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
∙ непосредственно образовательная деятельность;
∙ самостоятельная деятельность детей;
∙ подвижные игры;
∙ утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
∙ двигательно-оздоровительные физкультминутки;
∙ физические упражнения после дневного сна;
∙ физкультурные прогулки;
∙ физкультурные досуги;
∙ спортивные праздники.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
∙ организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
∙ психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
∙ учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2–5 мин, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры – как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультур-но-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Непосредственно образовательная деятельность – 2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате 8–10 мин. Младший возраст – 15 мин, средний возраст – 20 мин, старший возраст – 25–30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1–2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста. Организованная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельная организованная деятельность 2–4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия. Организованная деятельность используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
∙ закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
∙ проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
∙ проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
∙ сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОО. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольной организации и утверждается заведующим ДОУ.
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
∙ нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
∙ проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года.
Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

       Рекламная пауза «Бабушка и красная шапочка»  
     
А теперь рекламная пауза «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают воспитатели).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку
В один голос:  Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

3. Практическая консультация «Физическое развитие на занятиях по логоритмике» — учитель – логопед «Сокольникова Ю.Г.
4. Практическая консультация «Роль игровой мотивации в развитии интереса дошкольников к физической культуре» — воспитатель Алексеева С.Г.
5. Рефликсивно – ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровым?» (обсуждение проблем)

Рефлексивно-ролевая игра.
«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровым?».
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы: «Воспитатели», «Администрация», «Специалисты».
Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым.

• Тренинг
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза
закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то
на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать
назойливое насекомое.
Упражнение “Клубок”
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает
закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться
«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно
предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector